Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И говорил Г-сподь Моше на горе Синай» о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль. Продажа и покупка земли в Эрец-Исраэль оговорена законами, которые делают невозможным полное отчуждение земельных участков от их первоначальных владельцев, – в конце концов участки к ним возвращаются. Каждый седьмой год – это год шмиты, год отдыха земли, когда она не подвергается обработке, а плоды садов и виноградников принадлежат не хозяину, а всем в равной степени и снимаются с деревьев и лоз по мере потребления. Каждый пятидесятый год – йовель – также святой год, когда земля не обрабатывается. В этот год, кроме того, рабы выходят на свободу, а земельные участки возвращаются к их первым владельцам. Глава «Бехукотай» («Если по законам Моим будете поступать») развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

В главе Беар написано, что Б-г обещает: когда евреи будут соблюдать законы седьмого года (шмиты), Он пошлёт благословение: «А если скажете: “Что же будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?”, Я пошлю вам благословение Моё в шестой год, и он доставит урожай на три года» (Ваикра 25:20-21). Звучит непонятно и странно: «Если вы спросите, что же мы будем есть, то Я пошлю Моё благословение». А если евреи ничего не будут спрашивать? Тогда Он благословения не пошлёт?

Сфорно объясняет это так: если евреи не спросят, понятно, что Всевышний пошлёт им благословение: урожай будет обычным, но этого будет вполне достаточно («Будет есть немного, и это прекрасно поддержит его организм»). Это благословение не «количественное», а «качественное». Если же люди не понимают, как обычный по количеству урожай сможет прокормить их в течение необычно долгого времени, сомневаются, то Всевышний снимет опасения и пошлёт «количественное» благословение. В этом случае никто не будет сомневаться в том, что зерна хватит.

Интересно, почему в Торе говорится о благословении именно в связи с соблюдением года шмиты? В исполнении каждой заповеди Всевышний помогает человеку. Сказано в Теилим 121:5: «…Г-сподь — твоя тень по правую руку от тебя». В соответствии с движениями человека движется и тень. Говорит мидраш: «Как твоя тень: ты ему улыбаешься — Он улыбается тебе, ты плачешь — Он плачет, ты Ему показываешь сердитое или приветливое лицо — так и Он показывает тебе. Б-г — твоя тень». Каково твоё отношение к заповедям Всевышнего, таково и отношение Б-га к тебе. Чем больше труда и самоотверженности требуется для выполнения заповеди, тем больше помощь от Б-га.

А соблюдать шмиту, когда основной доход — от земледелия, было очень трудно. Не напрасно мидраш называет человека, исполняющего заповедь седьмого года, гибор — «богатырь». Мидраш говорит: «Кто богатырь? Тот, кто соблюдает шмиту. Видит: пустует поле, пустует виноградник, и крепится, платит налоги и молчит — может ли быть герой сильнее его?»

Ведь чем больше самоотверженность при выполнении заповеди, тем больше помощь Всевышнего. Поэтому именно за соблюдение такой нелёгкой мицвы, как шмита, даётся особая помощь Б-га и особое обещание Торы.

Б-г ведёт себя по отношению к человеку так, как человек ведёт себя по отношению к Б-гу. Мы видели, что благословение может прийти к человеку двумя путями — «количественным» и «качественным». Это зависит от того, насколько человек полагается на Б-га. Соответственно этому приходит благословение. Если человек полностью полагается на Всевышнего — благословение приходит «качественное»: количество зерна остаётся неизменным, земледельцу не нужно вкладывать дополнительного труда в сбор урожая, не нужно строить новых хранилищ, и этого количества хватает на три года. Если же человек задаёт вопрос, но всё-таки выполняет заповедь, благословение ему посылают «количественное» — он должен будет больше трудиться, собирая урожай, строить дополнительные амбары и т.д.

Отношение Б-га к нам прямо соответствует нашему отношению к Нему и Его заповедям.

 

 

В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.