Темы: Женщина, Изучение Торы, Работа, Мирьям Климовская, Положение женщины в обществе, Внутренний мир
Здравствуйте! Мне известно, что в идеале в еврейской семье работать должна жена, а муж должен всё время учить Закон. Мне, человеку, воспитанному совершенно в иной семье — где отец пашет, а мать занимается домом, — это трудно понимаемо. Точнее, так: я понимаю с точки зрения иудаизма, но не понимаю с точки зрения себя как человека и себя как девушки. А недавно, читая книгу Г. Вука «Это Б-г мой», наткнулась на такие слова: «Согласно теоретическим нормам, еврей обязан трудиться ровно столько, сколько необходимо, чтобы прокормить семью, а остальное время — посвящать изучению Закона». Так сколько же должен еврей трудиться? Имеет ли жена право отправлять мужа на работу, или должна сама кормить семью, в которой порой совсем немало народу? Заранее благодарю за ответ, N.
Уважаемая N.!
Согласно еврейскому Закону, ответственность как за создание семьи, так и за ее содержание лежит целиком и полностью на мужчине. Выполнять заповедь «плодитесь и размножайтесь» обязан мужчина, и для этого ему необходимо жениться. Женщину, строго говоря, Тора вообще не обязывает выходить замуж и рожать детей, а тем более — содержать их, не говоря уже о том, чтобы содержать мужа!
Но почему же тот, кто наблюдает за жизнью религиозной общины, сплошь и рядом видит женщин, которые работают не покладая рук, самоотверженно выращивая огромные семьи, заботясь о материальном обеспечении семьи и стараясь освободить мужа и сыновей от любых хлопот?
Дело в том, что, кроме буквы закона, существует еще и духовная составляющая всех наших действий. Человек, знакомый с мировоззрением Торы, знает, что основная цель нашего существования в этом мире — прийти к духовному совершенству путем постоянной работы над собой и выполнения заповедей. А разве есть более подходящее место для этой работы, чем еврейская семья? Дать жизнь новому поколению, воспитать его на путях Торы, принять посильное участие в деле изучения и распространения Торы, построить собственный «малый Храм» — еврейский дом, наполненный святостью и чистотой, — все это строит и саму личность женщины и делает её достойной величайшей награды, с которой не могут сравниться все блага этого мира! Поэтому еврейские девушки с детства мечтают о построении «дома Торы», где её свет, пронесенный через тысячелетия, будет гореть с неослабевающей силой, и это будет заслугой еврейской жены и матери.
Но разве недостаточно построить такой дом, где все будут работать, получать профессию, а свободное время посвящать изучению Торы? Действительно, до недавнего времени так и было. Подавляющее большинство религиозных евреев работали, оставляя по нескольку часов в день для учебы, и могли содержать сравнительно небольшое количество мудрецов Торы и учеников ешив. Работающие женщины были редкостью — в основном все занимались домом.
Но в наше время все изменилось. Такого массового отхода не только от изучения Торы, но и от ее соблюдения не было ни в одну эпоху. Духовный упадок еврейского народа, вслед за другими народами, приобрел катастрофические масштабы. Дошло до того, что сочетание работы с учебой, что было раньше нормой почти для всех евреев, — стало уделом лишь небольшой части народа, тех, кто вообще понимает важность жизни по Торе. А мы знаем, что «все евреи ответственны друг за друга» — еврей не может быть праведником или грешником «для себя», его поступки и даже мысли влияют на благополучие всего народа. Поэтому великие праведники и мудрецы нашего поколения призвали всех, кто только может, полностью посвятить себя изучению Торы, как бы это ни было трудно.
На практике это проявляется в том, что все без исключения юноши-харедим, как способные и усидчивые, так и не очень, идут учиться в ешивы, всеми возможными способами получают освобождение от армии (навлекая на себя гнев и презрение основной части жителей Израиля, не понимающих духовных причин такого поведения) и продолжают учебу и после женитьбы, а их жены фактически выполняют двойную работу. Надо понять, что женщины делают это исключительно добровольно, потому что понимают величайшую важность изучения и соблюдения Торы.
Но почему женщины не учатся постоянно сами, а стараются, чтобы это делали их мужья и сыновья? Дело в том, что обязанность учить Тору, причем, как буквально сказано, «днем и ночью» (Йеошуа 1, 8), лежит на еврейском мужчине, и женщина не может заменить его в этом — даже если она попытается это делать, ее заслуга будет меньше. Но если она заботится о том, чтобы Тору учили те, кому это напрямую предписано, — ее заслуга так же велика, как и самих изучающих! Кстати, этого может удостоиться и работающий мужчина, который сам не имеет возможности учиться весь день, но поддерживает материально тех, кто это делает. Но и такой мужчина обязан изыскивать хоть какое-то время, чтобы учиться самому. Да и еврейская женщина, как правило, систематически учится — ведь она обязана знать законы всех заповедей, которые ей надо выполнять, и понимать основы еврейского мировоззрения.
Можно согласиться — такое положение не совсем естественно для основной массы еврейского народа, но оно призвано хоть в малой доле «уравновесить» царящую вокруг бездуховность, чтобы хоть как-то сохранить знание и соблюдение Торы.
Итак, Вы видите, что у еврейских женщин, строго говоря, нет обязанности содержать семью, чтобы муж мог учить Тору. Но те, кто понимает, что Всевышний на самом деле хочет от Своего народа самоотверженного служения, выходящего за рамки буквы закона, стремятся сделать все, что в их силах, и даже больше, чтобы доставить Ему радость и привести себя и мир к совершенству.
С уважением, Мирьям Климовская
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону