Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материальный мир подобен ночи, а свобода выбора является корнем ее тьмы из-за смешения добра и зла

«Ибо свеча заповеди — это тайна “храни”» (Зоар).

«И заброшена от мира моя душа, забыл я добро» (Эйха). «Что означает: “И заброшена от мира моя душа”? Сказал раби Авау: Это зажигание субботней свечи (когда нет свечи, чтобы зажечь). А в месте, где нет свечи, — нет мира; человек идет и спотыкается, и ест в темноте)» (Шабат 25). «Свеча в доме важнее (кидуша) из-за мира в доме» (Шабат 23).

«Когда закончено было творение мира, дал Всевышний отдых Своим созданиям, как сказано: “И закончил Бог в седьмой день…”. И это — покой и мир. И так сказали в мидраше: “Что сотворено после того, как Он прекратил работу? Безмятежность, тишина, отрада и спокойствие. Это и есть мир. И он поддерживает существование мироздания, и это завершение есть существование всего. И в связи с этим миром, который был в субботу, приходит заповедь зажигания субботней свечи ради мира в доме, как сказано: “И заброшена от мира моя душа” — это зажигание субботней свечи” (Маараль).

Попытаемся проникнуть в суть вещей и увидеть оттенки драгоценного света субботней свечи.

Дом — это одно из названий Малхута, а свеча — это мир, цельность дома. Ведь такова основа качества Малхут — оно является корнем обитателей нижнего материального мира и получает воздействие для них. Такова и сущность свечи — “сосуда, который получает свет” (Маараль). Свеча заповедь (מצווה). Слово מצווה можно объяснить, как происходящее от слова צוותא (вместе) — соединение духовного с материальным. Заповедь — это сияние света через сосуд. Ведь заповеди выполняют через тело, и к тому же посредством материальных предметов. Поймите все это хорошенько.

“Поставишь ты тьму, и будет ночь” — это материальный мир, подобный ночи» (Бава меция 83). Свобода выбора, которая основана на качестве Малхут, есть корень этой тьмы, и ее порождение — смешение добра и зла. Это война между душой и телом, это спор — нечто обратное «миру в доме». «Ты должен знать, что миром называется только свет, поскольку он дает различение между вещами. И тогда есть мир, когда есть различение между вещами. Ибо тьма называется вечером (ערב), поскольку во тьме вещи перемешаны вместе и неразличимы, а свет называется утром (בוקר), поскольку с помощью света можно различать (לבקר) между различными вещами. И в этом заключается мир между ними, когда никто из них не заходит и не смешивается с другим, но каждый существует сам по себе. Поэтому субботняя свеча называется “мир”, когда человек отстраняется от работы и освещает вокруг себя субботней свечой» (Маараль).

Выше, в эссе «Шесть дней работай», объяснялось, что таков труд будних дней: разделение добра от зла, смешавшихся после Греха познания, и выбор добра. Но в субботу, основанную на Древе Жизни, различение совершается посредством света Торы.

«Должна женщина установить свечу в субботнюю ночь справа, и засчитывается ей, как будто исправила Менору, которая на южной стороне» (Тикуней Зоар). Женщина, погасившая Свечу мира грехом «Древа смешения» и спустившая в мир тьму, исправляет этот ущерб посредством зажигания свечи. Свеча эта — свет Хохмы души, так как «юг» намекает на качество Хохма.

«Душа, которую Я дал вам, называется “свечой”, и по поводу свечи предостерег Я вас». (Шабат 32). Когда человек удостаивается света Хохмы (мудрости), ночная тьма тела раскалывается, и между душой и телом воцаряется мир. Когда нет смешения, каждый находится в своей сфере, тогда нет спора, и категории души и тела, духовного и материального, могут вновь соединиться и жить в мире — вместе. Это исправленный Малхут, называемый «покоем» (מנוחה) — покоем мира.

«У мужчины есть 248 органов, а у женщины — 252; в сумме получается 500, что соответствует двойной гематрии слова נר (свеча) и соединению мужчины и женщины». Совершенное соединение мужского начала (זכר) и женского (נוקבא) — это и есть «мир в доме». Поразмыслите над всем этим хорошенько.


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?