Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раввины на борту пиратского судна прибывают в Кордову. Как не потерять обладание.

Рассказывают, что в 4750-м году от сотворения мира (990 г. н. э.) один мусульманский правитель послал своего военачальника пиратствовать в море. Разбойники захватывали корабли из других стран, грабили их, а всех людей связывали и увозили в рабство. На одном из захваченных ими кораблей из Вавилонии находились мудрецы Торы: раби Хушиэль, отец рабейну Хананеля (впоследствии — знаменитого комментатора Талмуда), раби Шмарья, сын раби Эльханана, раби Моше и его сын раби Ханох. С раби Моше была его жена, отличавшаяся необыкновенной красотой, и она, к сожалению, приглянулась капитану пиратского судна. Поняв намерения негодяя, женщина спросила мужа на святом языке: «Встанут ли утонувшие в море во время воскрешения мертвых?» Раби Моше ответил стихом из Писания: «Сказал Всевышний: Из Башана верну [тебя], верну из пучины морской» (Теилим, 68:22). Тогда праведная женщина бросилась в море, чтобы не достаться нечестивцу…

Когда судно подошло к берегам Александрии, что в Египте, пираты продали там в рабство раби Шмарьяу. Попав в Египет, мудрец встретился с местной еврейской общиной, и вскоре заслужил там всеобщее признание как глава всех законоучителей.

Дальнейшее плавание по Средиземному морю привело корабль с пленниками к берегам Туниса, где был продан раби Хушиэль. Он очутился в Кайруане, и так же, как раби Шмарьяу в Египте, стал духовным лидером местных евреев.

Тем временем пиратское судно продолжило свой путь, и вскоре прибыло в Кордову, где местная еврейская община, действуя во имя исполнения заповеди выкупа пленных, выкупила оставшихся пленников — раби Моше и его сына, раби Ханоха. Поначалу евреи Кордовы не имели представления, какие великие знатоки Торы оказались в их краях. Раби Моше и раби Ханох отправились в Дом Учения, которым руководил судья раби Натан. Раби Натан давал урок своим ученикам, и не смог объяснить одно трудное место в трактате Йома. Раби Моше, до этого скромно сидевший в углу бейт-мидраша, попросил слова и подробно разъяснил все, что было непонятно, а также ответил на все вопросы присутствующих. Тут же раби Натан встал со своего места и объявил:

«Вот наш рав и судья, а я — его ученик! Мы должны выбрать нашего гостя главой над всеми нами». Все евреи Кордовы приветствовали нового раввина, они собрали для него большую сумму и одели его в дорогие одежды, как подобает великому мудрецу.

Пират, продавший пленников, увидел, какие почести оказывают раби Моше, и пожалел, что продешевил, продав его по цене обычного раба. Он хотел вернуть его себе, чтобы максимально нажиться, но испанский правитель воспротивился: он был рад, что теперь его еврейские подданные не будут нуждаться в переписке с мудрецами Вавилонии для решения своих вопросов, как было до этого.

Раби Моше обосновался в Кордове, вторично женился там, породнившись с самыми уважаемыми семействами, и из них же нашел жену для своего сына, раби Ханоха. Два этих мудреца стали столпами Торы для дальнейших поколений евреев Испании.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.