Темы: Испания, Жестокость, Рав Яков Шуб, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНедавно прочитал в новостях: «Конституционный суд Испании отменил запрет на проведение корриды в Каталонии. Об этом сообщает испанская газета El Mundo. По мнению судей, власти автономного сообщества не имели права запрещать корриду как таковую, так как она объявлена частью испанского культурного наследия. Местные власти могли лишь уточнять нюансы, связанные с правилами ее проведения, например, в части гуманного обращения с животными». Хотелось бы узнать, как Тора относится к корриде. И можно ли еврею посетить корриду для развлечения.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем попытаться ответить на него, давайте разберем некоторые моменты, связанные с отношением к животным по Торе.
В Торе (Шмот 24:5) предписано помочь разгрузить осла, который упал под своей ношей, даже если осел принадлежит недругу. Талмуд (трактат Бава Меция 31-32) говорит, что обязанность разгрузить осла выводят из запрета причинять страдания животным.
Кроме того, существует множество других стихов Торы, из которых следует, что причинять страдания животным запрещено, хотя об этом не сказано напрямую. Например, запрет пахать, когда в упряжку запряжены бык и осел вместе (Дварим 22:10), запрет завязывать рот быку во время молотьбы (Дварим 25:4), упрек ангела Биламу, трижды ударившему свою ослицу (Бемидбар 22:32) и др.
А вот из Галахи пример того, насколько значим запрет причинять страдания животным: если животное упало в яму с водой в субботу и не может выбраться, разрешено принести подушки или другие предметы и бросить их в воду, чтобы оно могло подняться на них. Подушки после этого станут непригодны к употреблению в субботу, поэтому бросать их в воду в этот день запрещено мудрецами. Но в данном случае это разрешено, поскольку иначе животное будет страдать. Поскольку запрет причинять страдания животным — из Торы, он «отодвигает» упомянутый запрет мудрецов (трактат Шабат 128; Шулхан Арух, Орах Хаим 305:19). Можно сравнить этот закон с другими. Например, когда делают обрезание в субботу и забыли нож, запрещено приносить его из другого дома, если для этого необходимо нарушить запрет мудрецов переносить предметы во владении, где нет эйрува (Шулхан Арух 331:6).
Убийство животного
Известный мудрец Торы и каббалист рабейну Хаим бен-Атар в своем основополагающем комментарии на Пятикнижие «Ор аХаим» пишет, что запрещено убивать любое животные без надобности. Все, что нам разрешено, — это ритуальный забой животного (шхита) для употребления мяса в пищу и т.п. (Ахарей Мот 17:11).
Более того, даже бык, забодавший человека, может быть убит только по решению суда, состоящего из двадцати трех судей.
Упоминание корриды в Талмуде
В трактате Авода Зара (18 б) мудрецы называют того, кто посещает «ицтадйон» и т.п. места массовых развлечений, «сидящим в собрании насмешников», как сказано: «Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых и на пути грешников не стоял, и в собрании насмешников не сидел». (Тэилим 1:1). Раши объясняет, что «ицтадйоном» (стадионом) называли место, где быка провоцируют атаковать человека (известно, что распространенным развлечением в Римской империи были бои гладиаторов с животными).
Более того, даже, если в результате такого поединка бык убивал человека, быка не забивали, поскольку смертной казни подлежит только тот бык, который забодал человека «по собственной инициативе», а не был спровоцирован на это (Бава Кама 39а).
И даже те мудрецы, которые разрешали посещать такие зрелища, разрешали это не ради развлечения: если вдруг среди гладиаторов окажется еврей, может быть, будет возможность выпросить ему помилование. Или, если еврей будет там убит, будет возможность засвидетельствовать его смерть, чтобы его жена не осталась соломенной вдовой.
Посещение корриды
Легендарный раввин последнего поколения рав Овадья Йосеф (Йехавэ даат 3:66) резко осуждает и запрещает посещение корриды. Он говорит, что, поскольку животное морят голодом перед поединком, чтобы оно было злее, а затем во время поединка дразнят и издеваются над ним, это прямое нарушение запрета причинять страдания животным. Поэтому тот, кто покупает билет и посещает корриду, является соучастником злодеяния.
Более того, продолжает рав Овадья Йосеф, всё жестокое и беспощадное действо корриды противоречит духу Торы.
Забота о животных
Этот закон, как и многие другие, выражает особое отношение Всевышнего к еврейскому народу. Всевышний хочет, чтобы качества, которыми должны обладать евреи — скромность, милосердие и добродетель, — проявлялись на практике в этом мире.
В качестве примера давайте приведем известную историю о Раби Йеуде а-Наси (Бава Меция 85а), которой был наказан ужасными страданиями только за то, что не проявил сострадания к теленку, приготовленному для жертвоприношения. Когда теленок спрятал голову в одеждах Раби Йеуды, как бы прося о милости, Раби Йеуда сказал: «Иди, для этого ты был создан».
Страдания Раби Йеуды а-Наси завершились только после того, как он пожалел крысят, которых служанка нашла в доме и хотела вымести на улицу. Раби Йеуда сказал: «Оставь их, ведь сказано (Тэилим 145:9): “Добр Господь ко всякому, и милосердие Его — на всех созданиях Его”».
С уважением, Яков Шуб
Лидия Мирчевская
В покрытый бордовой керамической плиткой пол внутреннего дворика Еврейского музея врезана огромная мраморная звезда Давида. Так отмечено место, где стояла синагога .
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Сказано в Торе: «Люби ближнего своего, как самого себя», — но всякий, в ком есть свойство жестокости, весьма далек от этого.
Рав Ашер Кушнир
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Злата Грайбер
Как провести летние каникулы.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону