Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раввин, который якобы нарушил субботу, и владелец зонтика, который пренебрег запретами Торы. Почему не надо спешить с критикой.

Один ам а-арец (невежда в Торе) жил напротив дома раввина. Однажды в субботу он увидел в окно, что в доме у раввина разожгли огонь. Наш герой знал о субботе не слишком много, но то, что зажигать огонь в этот святой день запрещено, он твердо усвоил. И недолго думая решил прибежать к соседу, чтобы упрекнуть его за нарушение законов Шабата. Но на улице шел дождь, поэтому наш ревнитель без колебаний схватил зонтик и бросился через дорогу — защищать святую субботу от поругания!

Раввин впустил соседа в дом и выслушал его гневную тираду о святости субботнего дня и о том, что в Торе написано «не зажигайте огня». После этого спокойно и мягко обратился к нему: «В моем доме сейчас гостит сын с семьей. У моей невестки неожиданно начались роды, и вызванная акушерка распорядилась разжечь огонь, чтобы согреть роженицу и вскипятить воду для нее. Мы сделали все это, поскольку опасность для жизни отменяет субботние запреты.

Но ты, друг мой, посмотри-ка на себя. Ты самоотверженно бросился укорять нас за нарушение законов Шабата, не подумав, что у нас могут быть на это причины, но при этом в твоей руке зонтик! А теперь посчитай, сколько субботних запретов ты сам нарушил, взяв его. Во-первых, поскольку у нас в городе нет эрува, ты сначала вынес его из личного владения в общественное, пронес его на расстояние больше четырех локтей, а входя к нам, внес его из общественного владения в личное. Кроме того, раскрытие зонта, согласно постановлению мудрецов, приравнивается к сооружению шатра, то есть тем самым нарушается запрет на строительство. Ты же сначала раскрыл его, переходя через улицу, а войдя к нам, закрыл, чем, соответственно, нарушил запрет на разрушение построенного. А поскольку на нем собралось много воды, ты еще и отжал его, нарушив запрет стирки. Не говоря уже о запрете переносить мукце. Теперь же посчитай, сколько субботних запретов ты нарушил, чтобы прийти и упрекать нас за нарушение Шабата!

Теперь ты видишь, что прежде чем поучать других, надо сначала выучиться самому. Как сказано: сначала укрась себя, а потом уже украшай других (Санедрин, 19а)».

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.