Рабби Нахум из Гродно (реб Нахумке), великий праведник и мудрец, которого считал своим учителем рабби Исраэль-Меир а-Коэн из Радина (Хафец Хаим), всю свою жизнь посвятил самоотверженной заботе о неимущих. Изо дня в день обходил он дома зажиточных горожан, собирая деньги для вдов и сирот. Однажды р. Нахумке постучался в дверь к одному адвокату — известному стороннику Аскалы («Просвещения»), который писал статьи в духе «нового времени» и ненавидел мудрецов Торы. Р. Нахумке смиренно попросил у него пожертвование, но в ответ услышал насмешки и ругательства: мол, кто дал тебе право быть над нами судьей, и т. п. Р. Нахумке, как и подобает праведнику, не отвечал на оскорбления ни одним словом. Разойдясь, «просвещенец» перешел на крик, и р. Нахумке был вынужден бежать с его двора с пустыми руками.
Об этом случае узнала жена адвоката, которая, в отличие от мужа, сохранила уважение к Торе и мудрецам. Она тут же побежала к праведнику и стала умолять его простить поступок ее мужа. Р. Нахумке заверил ее, что он полностью простил своего обидчика и не держит на него никакого зла.
Однако, как сказали наши мудрецы (Брахот, 18а), Святой, благословен Он, взимает дорогую плату за оскорбление праведников. Спустя несколько недель адвокат был арестован и обвинен в серьезном государственном преступлении. Вскоре состоялся суд, и его приговорили к двум годам тюремного заключения. Из-за судебного процесса он полностью разорился, и, сидя в тюрьме, сломленный и униженный, задумался о своих поступках и пришел к пониманию, что эти несчастья обрушились на него не просто так.
Тем временем жена адвоката снова пришла к р. Нахумке, уже по другой причине: после ареста мужа она с детьми остались без средств к существованию. Обливаясь слезами, она рассказала праведнику о своем бедственном положении. Р. Нахумке пообещал ей, что будет обеспечивать ее всем необходимым. Каждую неделю он давал ей нужную сумму. Но на этом р. Нахумке не остановился: он без устали обивал пороги влиятельных людей, имеющих связи с властями, пока не добился досрочного освобождения «просвещенца».
Вернувшись домой, адвокат услышал рассказ жены обо всем бескорыстном добре, которое сделал для них р. Нахумке, несмотря на нанесенные ему оскорбления. Что он чувствовал, слыша об этом, — можно только догадываться. Известно только, что с тех пор он приблизился к Торе и стал активно заниматься благотворительностью.
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»