Из цикла «Живи Верой», темы: Дурное начало, 13 принципов веры, Рав Моше Шапиро
Именно эта суть зла раскрывается в споре раби Йеуды а-Наси с Антигносом о дурном начале (Сангедрин 91б): «Сказал ему Антигнос: “С какого момента дурное начало владеет человеком? С момента его формирования (в утробе матери) или с момента, когда он выходит (в этот мир)?” Ответил ему Раби: “С момента формирования”. Ответил ему Антигнос: “Если так, он стал бы биться в утробе и выпал бы. Поэтому [очевидно], что только с момента выхода”. Сказал Раби: “Этому научил меня Антигнос, и Писание подтверждает его слова, как сказано: “У порога грех лежит[1]””.»
Как мы видим, характерным для дурного начала было бы действие «бьется в утробе матери и выпадает». То есть он видит себя совершенным и больше не хочет расти: несмотря на то, что такой «выход» повлечет за собой его смерть, дурное начало не обращает на это внимания. Все его желание — жить «независимо», самому по себе. Он сам знает, что для него хорошо. Это и есть зло.
Это же и объясняет, почему собственно слово «зло» (на святом языке) происходит от слова «разбиение» (отсечение): оно отсекает дальнейший рост. Оно отвергает все, что делает его «зерном» ради того, чтобы из него выросло нечто другое, — ведь оно уже совершенно!
Мы видим в Талмуде, что «зародыш» — это человек в аспекте «корня»: в нем нет дурного начала. Поэтому еще до рождения его «обучают всей Торе, и свеча горит над его головой, и видит он с ней от одного края мира до другого». Это настоящий образ человека, настолько, что даже Ийов «скучал» по этому состоянию: «Кто бы дал мне [жизнь], как в первые месяцы!?» — когда возраст его измерялся только месяцами, а не годами, т. е. во время внутриутробной жизни.
Талмуд описывает человеку «образ» жизни младенца в утробе, дабы научить его продолжать так же и в дальнейшем. Для того чтобы и в этом мире он продолжил быть только «корнем» и готовился к вечной жизни. Именно такой образ жизни дает ему «Древо жизни». Именно к нему мы должны стать причастными ради того, чтобы жить вечно.
[1] Т. е. как только ты выходишь «за порог», тебя поджидает грех.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина