Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний избрал Израиль и возложил на них обязанность «посеять» свою жизнь, дабы этим удостоиться Будущего мира. Но велика милость Всевышнего! Тот, кто тратит свою жизнь ради жизни в будущем, не потеряет и в рамках этого мира. Если только человек избавляется от всякого рода иллюзий, он на самом деле не должен ничем поступаться. Если бы Всевышний на самом деле требовал от нас «вложиться», то выбрать добро было бы неимоверно тяжело.

Корень этого в истории покупки Яаковом первенства у Эсава: «Если хочешь, возьми себе этот мир, а я возьму Будущий. Как сказано: “Продай, как в тот день, первенство твое мне…” (Берешит 25:31). “Как в тот день” — когда они были в утробе матери. И тут же Эсав продемонстрировал, что отрицает воскрешение мертвых, как сказано: “Вот, я иду умирать” (Берешит 25:32). В тот час взял Эсав своей долей этот мир, а Яаков взял Будущий. Но когда пришел Яаков из дома Лавана, и увидел у него Эсав сыновей и дочерей, рабов и служанок, сказал ему: “Яаков, брат мой, ты не так мне говорил, ты сказал мне, что возьмешь Будущий мир, а я возьму этот. Откуда у тебя все это богатство?”» (Ялкут Берешит 111).

Вот как объясняет Виленский Гаон этот диалог: «Израилю ничего не полагалось в этом мире, но он выкупил у него (Эсава) первенство». Первенец получает двойную долю в наследстве, и так Яаков «взял» и Будущий мир, и этот.

Это стало предметом войны между ангелом Эсава и Яаковом. Когда ангел дотронулся до бедра Яакова, он хотел обречь его на жизнь, в которой он будет «хромать» и не сможет идти уверенно. Но, в конце концов, он вынужден был согласиться с благословениями, данными Яакову Ицхаком, смысл которых — благополучие в этом мире. И сказано там: «“И засияло ему солнце” (Берешит 32:32) — излечить его от болезни». Тогда ему была дана настоящая жизнь и в этом мире.

Яаков купил долю Эсава для того, чтобы и здесь он смог существовать не хуже, чем Эсав, а может быть, даже и лучше. Однако все это не самоцель. Из самих по себе благ в этом мире Ган Эден не вырастет, если, конечно, их не «сеять» с намерением заслужить этим жизнь в Будущем мире. А «посев» этот можно сделать, только полагаясь на веру.

Врата Ган Эдена — это сопричастность к конечной цели

Теперь мы сможем понять цитату из Талмуда, с которой начали этот урок: «Всякому, кто отвечает “Амен” изо всех сил, открывают врата Ган Эдена». Когда Адама изгнали из Ган Эдена, он оказался в таком месте, откуда не видны деревья. Другими словами, в этом мире не видят всходов от посева и добрых дел: «конец пути» отсюда не виден. Здесь у нас нет никакой возможности прикоснуться к будущей награде. Это и есть врата Ган Эдена, закрытые перед Адамом.

Единственное, что дает нам связь с реальностью Ган Эдена, это вера. Произнесение «Амен» — это проявление веры в действии. «Отвечающий Амен изо всех сил» — «с полным осознанием», как объясняет Раши. Если человек верит полной верой, с него снимается наказание изгнанием[1], он может жить здесь вместе с «будущим».

Награда называется именно так — «Ган Эден», а не «Будущий мир», или еще что-либо в этом духе, — из-за того, что если мы хотим увидеть некое подобие вечной жизни в нашей реальности, то помочь в этом могут только «насаждения» и «рост». Сажают зерно, а оно вырастает в целое дерево. Дерево это несет на себе огромное количество плодов, а в каждом плоде — множество семян. А в каждом семени снова есть дерево, плоды и семена, которые могут из него вырасти. И так — до бесконечности.

Но сказанное верно, только если рассматривать вещи как «семена». Но если воспринимать их такими, как они есть, то человек «ест» их только один раз — все великое будущее, заключенное в них, исчезает, когда человек реализует их потенциал здесь, и не смотрит на мир глазами веры. Такой человек «ест зерно вместо того, чтобы сеять».

Поэтому не стоит надеяться «съесть» награду за заповедь, лучше использовать все, что есть в этом мире, для служения: «Сегодня исполнять их» — именно таким образом насаждают жизнь в мире; «завтра получать за них награду» — и вкушают от плодов уже и в этом мире.


[1] Наложенное на Адама и всех его потомков.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.