Из цикла «Даат тфила», темы: Идолопоклонство, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Это мировоззрение злодеев Израиля, тех, которые признавали своего Создателя, но умышленно восставали против Него; как Амон, сказавший: “Единственное мое желание — прогневить Его” (Сангедрин 103б), и другие, подобные ему. И у пророка сказано: “Прогневить славу Его” (Йешаяу 3:8). Им казалось, что они могут сделать что-то против воли Творца и разгневать Его дурными делами своими, как может человек вызвать гнев товарища, помимо его воли. Еще были такие, которые хотели противостоять Ему с помощью колдовства и чар или знанием служащих Ему ангелов и их функций. Как говорит мидраш Эйха раба: “Говорили они Йирмеяу: “Мы окружим его [Иерусалим] стеной воды, мы окружим его стеной огня”” (Даат твунот 36)».
Не следует употреблять слово «заблуждение» по отношении к тем, кто умышленно восстает против Творца. Но заблуждение находится в их извращенном понимании реальности. В мировоззрении, которое воспринимает духовные силы, через которые Творец управляет миром, как нечто отдельное и независимое, и тогда можно использовать их и обратиться к ним для удовлетворения людских потребностей.
Понятно, что наша вера в столп служения отвергает данное мировоззрение. У Рамбама в 13 принципах веры читаем: Принцип Пятый: что Всевышнему следует служить, возвеличивать Его и выполнять Его заповеди и не делать подобного никому другому — ни ангелам,ни звездам, ни небесным сферам, ни стихиям и ничему, что из них состоит. Поскольку все они — часть природы и не действуют по своему выбору.
Невозможно даже представить себе, чтобы орудиями и слугами Всевышнего, действующими в соответствии с заложенной в них программой, можно было бы воспользоваться против Него. Примечательно, что в разделе Торы, где содержится заповедь служения, не упоминается ни одно из имен Всевышнего, кроме четырехбуквенного Имени Авайе (Г-сподь). «Мы учили, — сказал раби Шимон бен Азай, — приди и смотри, что написано в главе о жертвоприношениях. Не сказано в них ни Всесильный, ни Б-г, а только Авайе, чтобы не дать зацепку для противников поспорить». Раши: «для противников — верящих во множество божеств».
Более того, запрещено обращаться к ангелам или другим духовным силам, как сказано в Иерусалимском Талмуде: «Внемли воплю моему, царь мой и Всесильный мой, ибо к Тебе обращаю я молитвы мои» (Псалмы 5:3) — не следует вопить ни к ангелу Михаэлю, ни к ангелу Гавриэлю, но Мне возопит (человек) и Я отвечу тотчас (Брахот 9:1). «Запрещено обращаться к какой-либо сфире (качеству, проявляемому Всевышним в мире) как таковой. И тот, кто делает это, обрубает основы веры. Основа нашей святой веры в том, что наше сердце во всех благословениях, молитвах и просьбах должно быть направлено только к Единому, Одному Господину, Бесконечному, благословен Он» (Нефеш аХаим). А Бааль аИкарим писал: «Тот, кто кланяется ангелу со стороны его самого и его силы — идолопоклонник».
Вот основа нашей веры относительно служения: Пятый принцип — Всевышнему следует служить, возвеличивать Его и выполнять Его заповеди и не делать подобного никому другому — ни ангелам, ни звездам, ни небесным сферам, стихиям и всему, что из них состоит, поскольку все они — часть природы и не действуют по своему выбору. А также не следует служить им с той целью, чтобы они послужили посредниками для приближения к Нему; но лишь к Нему должны быть обращены наши мысли, и нужно оставить все другое. Этот пятый принцип — запрет идолопоклонства, и большая часть Торы посвящена предостережению против него (Рамбам, Предисловие к главе Хелек).
Мы заканчиваем главы, посвященные пользе от служения, которая выражается в раскрытии единства Творца (в простом понимании этого вопроса). Теперь мы перейдем к объяснению второго аспекта «потребности Всевышнего» в служении, а именно «Приношение Мое, хлеб Мой»: пища миров, которой будут посвящены следующие главы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?