Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Это мировоззрение злодеев Израиля, тех, которые признавали своего Создателя, но умышленно восставали против Него; как Амон, сказавший: “Единственное мое желание — прогневить Его” (Сангедрин 103б), и другие, подобные ему. И у пророка сказано: “Прогневить славу Его” (Йешаяу 3:8). Им казалось, что они могут сделать что-то против воли Творца и разгневать Его дурными делами своими, как может человек вызвать гнев товарища, помимо его воли. Еще были такие, которые хотели противостоять Ему с помощью колдовства и чар или знанием служащих Ему ангелов и их функций. Как говорит мидраш Эйха раба: “Говорили они Йирмеяу: “Мы окружим его [Иерусалим] стеной воды, мы окружим его стеной огня”” (Даат твунот 36)».

Не следует употреблять слово «заблуждение» по отношении к тем, кто умышленно восстает против Творца. Но заблуждение находится в их извращенном понимании реальности. В мировоззрении, которое воспринимает духовные силы, через которые Творец управляет миром, как нечто отдельное и независимое, и тогда можно использовать их и обратиться к ним для удовлетворения людских потребностей.

Понятно, что наша вера в столп служения отвергает данное мировоззрение. У Рамбама в 13 принципах веры читаем: Принцип Пятый: что Всевышнему следует служить, возвеличивать Его и выполнять Его заповеди и не делать подобного никому другому — ни ангелам,ни звездам, ни небесным сферам, ни стихиям и ничему, что из них состоит. Поскольку все они — часть природы и не действуют по своему выбору.

Невозможно даже представить себе, чтобы орудиями и слугами Всевышнего, действующими в соответствии с заложенной в них программой, можно было бы воспользоваться против Него. Примечательно, что в разделе Торы, где содержится заповедь служения, не упоминается ни одно из имен Всевышнего, кроме четырехбуквенного Имени Авайе (Г-сподь). «Мы учили, — сказал раби Шимон бен Азай, — приди и смотри, что написано в главе о жертвоприношениях. Не сказано в них ни Всесильный, ни Б-г, а только Авайе, чтобы не дать зацепку для противников поспорить». Раши: «для противников — верящих во множество божеств».

Нельзя обращаться к этим силам, даже в качестве посредников

Более того, запрещено обращаться к ангелам или другим духовным силам, как сказано в Иерусалимском Талмуде: «Внемли воплю моему, царь мой и Всесильный мой, ибо к Тебе обращаю я молитвы мои» (Псалмы 5:3) — не следует вопить ни к ангелу Михаэлю, ни к ангелу Гавриэлю, но Мне возопит (человек) и Я отвечу тотчас (Брахот 9:1). «Запрещено обращаться к какой-либо сфире (качеству, проявляемому Всевышним в мире) как таковой. И тот, кто делает это, обрубает основы веры. Основа нашей святой веры в том, что наше сердце во всех благословениях, молитвах и просьбах должно быть направлено только к Единому, Одному Господину, Бесконечному, благословен Он» (Нефеш аХаим). А Бааль аИкарим писал: «Тот, кто кланяется ангелу со стороны его самого и его силы — идолопоклонник».

Вот основа нашей веры относительно служения: Пятый принцип — Всевышнему следует служить, возвеличивать Его и выполнять Его заповеди и не делать подобного никому другому — ни ангелам, ни звездам, ни небесным сферам, стихиям и всему, что из них состоит, поскольку все они — часть природы и не действуют по своему выбору. А также не следует служить им с той целью, чтобы они послужили посредниками для приближения к Нему; но лишь к Нему должны быть обращены наши мысли, и нужно оставить все другое. Этот пятый принцип — запрет идолопоклонства, и большая часть Торы посвящена предостережению против него (Рамбам, Предисловие к главе Хелек).

Мы заканчиваем главы, посвященные пользе от служения, которая выражается в раскрытии единства Творца (в простом понимании этого вопроса). Теперь мы перейдем к объяснению второго аспекта «потребности Всевышнего» в служении, а именно «Приношение Мое, хлеб Мой»: пища миров, которой будут посвящены следующие главы.


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?