Из цикла «Даат тфила», темы: Служение, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Наши учителя указали нам два пути для понимания вышеуказанной сложности. Первый путь объясняет рабейну Бехае, а второй — Маараль.
«Хотя в соответствии с этим подходом нет пользы в жертвоприношениях, кроме как для самого грешника, приносящего жертву, она называется в Писании “Мое всесожжение, приятное благоухание Г-споду”. Ведь этот грешник стал желанен Всевышнему после того, как раскаялся в грехе и принес жертву. Всевышний приказал ему сделать это, и Его воля исполнилась».
Как и многие другие учителя древности, рабейну Бехае был краток, и нам необходимо сделать усилие, чтобы понять всю глубину его мысли. Объясним данный вопрос в соответствии со сказанным в книге Руах Хаим (комментарии на Пиркей Авот раби Хаима из Воложина), где он толкует мишну: «Не будьте подобны рабам, служащим хозяину за награду, но будьте подобны рабам, служащим хозяину не для того, чтобы получить награду» (1:3).
Вот что он писал: «Поскольку цель творения — воздать благо сотворенным, то самым важным и достойным служением должно быть именно служение для получения награды. Служить для того, чтобы получить благо с целью сделать приятное Всевышнему. И действительно, если человек в своем служении стремится получить награду и имеет при этом в виду исключительно сделать приятное Всевышнему, когда Тот воздаст благо сотворенным в награду за их труд, то это превосходное служение. Если же человек служит для себя, для своей пользы — это низкопробное служение, от которого нас и предостерегают».
Замысел Творения: «Мир строится благодеянием». Создание места, где сотворенные смогут получить благо, наслаждение и удовольствие без границ; вечность. Это знание необходимо каждому еврею в качестве корня и основания для начала его пути по лестнице чистосердечного служения, как объясняет Рамхаль в начале книги Месилат Йешарим: «Основа благочестия и корень совершенного служения в том, чтобы человеку стало ясно, в чем состоят его обязанности в мире, к чему должен обращаться его взгляд и к чему он должен стремиться в жизни. Наши мудрецы учат нас, что человек создан наслаждаться Всевышним и получать блаженство от сияния Его Присутствия». Основа и цель служения — это выполнение воли Творца, а она заключается в том, чтобы стать достойным получать Его совершенное благо.
Теперь нам легче понять высказывание рабейну Бехае.
Целью сотворения мира было воздать благо сотворенным. Совершая служение, человек выполняет волю Творца, ведь «этот грешник стал желанен (это желание воздать совершенное благо) Всевышнему после того, как раскаялся в грехе и принес жертву (теперь он достоин получать благо); Всевышний приказал ему сделать это (в этом и заключается приказ о служении — очиститься с помощью жертвоприношения, чтобы грешник вновь стал достоин получать благо), и Его воля исполнилась (тем, что Всевышний теперь вновь воздаст ему благо)». Так же трактуется и добровольное жертвоприношение: жертвователь желает «подняться на более высокую духовную ступень, уподобиться ангелам, окружающим Колесницу, полностью приобщиться к Б-гу», и это желание есть исполнение воли Творца. Творец хочет, чтобы человек стремился наслаждаться Всевышним и получать блаженство от сияния Его присутствия, а ведь это и есть цель и высшая воля Всевышнего в Творении.
То же самое относится и к молитвенному служению: все просьбы о насущных нуждах, о прощении и искуплении, об излечении и пропитании — есть служение. Молящийся, зная, что воля Творца в том и заключается, чтобы воздать человеку совершенное благо, выполняет волю Всевышнего, служа ему в молитве, и делая себя тем самым способным получать это благо.
Как замечательно единство воли служителя и воли Творца в этом совершенном служении!
Вот молитва раби Александрии после молитвы Шмоне Эсре: «Владыка миров, открыто и известно пред Тобой, что наше желание — исполнять Твою волю! А что же нам мешает? “Закваска в тесте” и “порабощение царствами”. Пусть будет воля Твоя спасти нас от их рук, и мы вновь станем исполнять законы Твоей воли с искренним сердцем» (Брахот 17). Наше внутреннее желание, — во всех наших просьбах о насущных нуждах — выполнять Твою волю! Ведь это и есть Твоя воля — воздавать нам благо! А что же мешает нам совершать это цельное служение? Злое начало внутри нас и внешнее порабощение еврейского народа.
Именно на эту концепцию намекает Риканати в своем объяснении смысла жервоприношения: «Знай, что жертва приближает низшую волю и объединяет и приближает ее к высшей воле, и приближает высшую волю, чтобы объединить ее с низшей». Далее мы поймем это высказывание глубже, когда объясним слова Рамбана о смысле жертвоприношений в соответствии с подходом каббалы.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?