Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Провидение, Сотворение мира, Каббала, РАМХАЛЬ, Духовный мир, Шхина, Рав Лейб Александр Саврасов
исследователь: Слова твои очень логичны. Теперь объясни мне первоосновы этой мудрости.
каббалист: Прежде всего, ты должен знать, что в сотворении мира и его управлении Создатель не делал ничего, пользуясь всем своим могуществом, а Он — всемогущ. Он действовал подобно человеку, работающему поэтапно, прикладывая при этом большие усилия для трудных дел и малые — для легких. Именно таким образом Создатель сделал все сущее и расположил в ныне существующей иерархии. А если бы Он применил все свое могущество, мы не смогли бы говорить о Его делах, ибо не могли бы в них ничего понять. Однако, поскольку Всевышний свершил все ступенчато, мы можем понимать в Его делах в меру нашего разумения.
исследователь: Хорошо, что я понимаю: Всевышний применил цимцум (сокращение) к Своему свету так, чтобы приступить к делу «сотворения мира» не во всем всемогуществе, а ступенчато. Теперь у Высшего Разума есть два пути 53: путь всемогущества и путь ступенчатости. Путь ступенчатости возник из сокращения пути всемогущества. И Он установил понятный для нас путь ступенчатости и правосудия. Однако сформулируй мне это так, как принято у мудрецов Каббалы.
каббалист: Знай, что Его всемогущество мы называем «Эйн Соф, благословен Он», и оно же — Высшее Желание в его совершенстве. А путь ступенчатости мы называем сфирот. Таким образом, Создатель, который есть первичная сущность, сократил свое всемогущее Желание и установил ступенчатый путь. Поэтому мы говорим, что Эйн Соф «сократил» Себя, и с тех пор речь идет только о сфирот и об их иерархии. У каждого действия, которое происходит в «нижних», есть свой корень в иерархии, то есть сфира. И если мы поймем все детали этой иерархии, то будем ясно представлять себе все корни существующего в этом мире.
исследователь: А что за «света» упоминают мудрецы Каббалы, и в чем их смысл? Расскажи мне это ради нашей дружбы!
каббалист: Знай, что в Эйн Соф, благословен Он, невозможно постичь ничего, это недоступно даже пророкам. И постижение пророков тоже было ступенчатым, каждый понимал согласно своему уровню в пророческом видении. Дело в том, что каждый закон, который мы понимаем, всматриваясь в иерархию, пророки видели как отдельный свет. Таким образом, вся иерархия объясняется светами. Например, есть свет с одним действием, и есть свет с другим действием. И это не «свет» в простом понимании, а именно «закон», и мы видим законы в двадцати двух светах 54. Поэтому мы говорим «света», имея в виду правление.
исследователь. Откуда взялось число «десять», то есть почему именно десять сфирот и как они действуют?
каббалист: Прислушайся к тому, что я собираюсь сказать тебе сейчас — глубину этого следует осмыслить и понять… А я хочу объяснить тебе то, чего не понимают многие каббалисты наших дней, не постигая глубины этих вещей. Сосредоточь свое внимание на этом и слушай. Знай, что первое действие, которое пожелал свершить Создатель в творении, это «управление» в целом, то есть Его ашгаху над нижними — «Присутствующий во вместилище силы Его среди них» 55, − это действие называется «Шхина» 56. Это значит, что когда Создатель действует в аспекте ашгахи, это называется «Шхина», то есть Он «присутствует» среди созданных. А поскольку Его действия происходят путем «свечения», это «свечение» называется «Шхина». Это не значит, что мы постигаем суть самого этого свечения, однако мы знаем о его существовании и постигаем то, что доступно нам в аспекте его действия. Эта ашгаха существует постоянно. И пусть Всевышний, ради нас, окончательно утвердит свое присутствие среди нас, скорее, в наши дни! Омейн, да будет таково Его Желание!
53 Способа действия.
54 По числу букв Святого языка.
55 Созданий.
56 Дословно: «Присутствие».
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти