Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Дурное начало, Мудрость, Каббала, РАМХАЛЬ, Изучение Торы, Атеизм, Рав Лейб Александр Саврасов, Качества Творца
исследователь: Зачем так трудиться и искать это знание в других источниках? Я приведу очевидное доказательство твоим словам. Заметь — каждая область выстраивает свои теории, свою отдельную науку, подобно алгебре в числах или техникам движений рук для каждого инструмента в музыке. Так же в языке существует грамматика, и, подобно этому, в каждом из искусств есть своя наука. А в бытии созданных и Создателя у нас есть две отдельные темы для исследований — созданные и Создатель. О бытии Создателя мы не можем говорить вовсе — это запрещено, ибо мы не можем постичь саму Его сущность, а только Его отношение к созданиям. То есть исследование Создателя возможно лишь в аспекте Его ашгахи — в том, что Он дает нам и как принимает наше служение. В любом случае, исследование Создателя — это не исследование одного из созданий, а исследование того, что связано с Ним Самим. Следовательно, что должен изучать тот, кто хочет осознать, что происходит между Создателем и Его созданиями? — Он должен исследовать Его Б-жественность. Иными словами, заняться исследованием того, что возникает между Создателем и созданиями, то есть — ашгахой49, а место этого исследования — исследование Б-жественности. Сделаем вывод: Всевышний заповедал нам познать Его ашгаху, и мы хотим ее изучить. И поможет нам это познать только истинная мудрость — Каббала, исследование Его Б-жественности. Таким образом, на нас, без всякого сомнения, возложена обязанность изучения этой истинной мудрости.
каббалист: Хороши твои слова, и они меня радуют. Но я должен добавить еще одну причину, по которой мы нуждаемся в этой мудрости, даже если бы ее изучение не было бы нам заповедано. Она нужна нам для того, чтобы развеять наши иллюзии50 и указать нам ясный путь спасения от дурного начала и его ловушек. Что «показывает» нам дурное начало? — Мир хаотичен и случаен, как будто нет Суда и нет Судьи. И Шломо уже перечислил все занятия этого мира, назвав это миражом, и показал, что все земные дела и ошибки, и все отступления от прямого пути связаны с отсутствием ясного осознания истины. Например, нам кажется, что чем больше человек занимается бизнесом, тем больше у него золота и серебра и тем более он уважаем. А ведь уже масса людей видела, что это не так, что «рабы на конях, а князья, подобно рабам, бредут по земле», придерживающиеся Торы — унижены и опозорены, народы мира обладают властью, а Израиль влачит жалкое существование в долгом изгнании. Израиль никому не нужен и занимает самое низменное положение, Тора забыта, и осталось нам только: «Праведник верой своей будет жив». Но если найдется такая мудрость, которая объяснит нам, что все во благо, и покажет, как именно это происходит, то мы будем всеми силами стремиться к познанию этой мудрости и совершенству служения, которое мы вершим для Всевышнего! Верно, что мы не должны искать причин для исполнения каждой отдельной заповеди, но это не значит, что мы должны исполнять их с «закрытыми глазами», без понимания, из-за того, что наш разум не способен постичь все тонкости заповедей. Мудрецы уже говорили, что есть в этом мире высочайшие вещи, которыми люди пренебрегают 51. Разве мало насмехались еретики над словами мудрецов, что если только нееврей дотронулся до вина, оно становится нееврейским, или о том, что тот, кто ест три трапезы в Шаббат, спасается от трех вещей?52 О том, что говорящий «Восхваление Давида» три раза в день <удостаивается доли в Грядущем мире>… О том, что лулавом нужно потрясать во все стороны, хотя Тора сказала только: «И возьмете себе в первый день…». И подобным примерам нет числа. Нет сомнений, что для всего этого у мудрецов были причины, просто пытливый человеческий разум не может ясно понять их. А истинная мудрость объясняет все эти предписания и показывает, в чем заключается служение Всевышнему при их исполнении и ради чего установили мужи Великого собрания все молитвы, связанные со временем. И также разъясняет, для чего все тонкости в исполнении заповедей и как влияние самого малого действия на земле устремляется вверх, набирая силу и сотрясая миры. С этим знанием человек может оказать должное внимание служению. Вот тебе прямая польза от познания этой мудрости!
49 Но ни в коем случае не самого Создателя, и не просто потому, что это запрещено или «неэтично», а потому, что это невозможно в принципе, и любая попытка исследования самого Создателя неизбежно приведет к заблуждению.
50 Фантазии человека толкают его на неверные поступки. Если человек живет в мире иллюзий, что само по себе является проблемой с точки зрения Торы, (а это, несомненно, относится к любому, кто не понимает истинного управления этим миром — провидения Всевышнего), он, к тому же, обязательно совершает хотя бы время от времени поступки, приносящие ему только вред.
51 Это и есть осознание общего смысла заповедей.
52 Войны Гога и Магога, катастрофы перед приходом Машиаха и суда в Гееноме.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?