Из цикла «Даат тфила», темы: Идолопоклонство, Еврейская молитва, Минха, Богобоязненность, Элиягу аНави, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Пророк Элияу жил среди идолопоклонников. Их извращенное восприятие отделяетТворца мира от управления Вселенной. Идолопоклонство есть вера во власть природы и духовных сущностей, противоречащая убеждению, что Б-г — властелин всех сил. У людей прошлого было сильное влечение к подобным верованиям. Мы не можем оценить силу этого влечения, поскольку мудрецы Великого Собрания аннулировали его (Йома 69б). Но мы понимаем, что желание воспринимать Божественное органами чувств пересиливало святость разума и отвлеченное сознание. В центре идолопоклонства — сам человек: «Злодеи стоят над своими богами». Он привлекает изобилие и благословение для своих нужд, в соответствии со служением божеству, которое в нем нуждается. Как объясняется в Мидраше: «Сказал раби Йоханан: злодеи стоят над своими богами: “…и снится фараону, и вот, он стоит над Нилом” (а Нил — египетское божество). Но праведники — над ними стоит их Б-г : “И вот Г-сподь стоит над ним” (Берешит раба, Микец 9).» Идолопоклоннические воззрения были сильнейшими испытаниями, жертвами которых пало множество евреев во всех поколениях. Они послужили причиной разрушения Храма.
Народ Израиля в большинстве своем очень отдалился от Всевышнего, поскольку погрузился в нечистоту веры в природу и идолов. Один только Элияу оставался верным Б-гу. И из этой тьмы он просит проложить дорогу для своего народа, чтобы Всевышний открылся им: «Ответь мне, чтобы спустился огонь с неба, и ответь мне, чтобы не сказали: Колдовство это».
В этот час сурового суда Элияу возвышается в своей вере и уповании, и удостаивается пророчества о чуде: в нарушение законов природы с неба спустится огонь. Огонь, который испепелит ложную веру и глупость сынов его народа. И пламя засвидетельствует, что желанен перед Творцом Его народ и его жертвы желанны даже в тот час, когда евреи неимоверно далеки от Него. Пламя, которое возвысит их и выведет их из глубин нечистоты, приведя их к ясному осознанию, что Г-сподь — это Б-г. И его молитва была услышана.
«Тот, кто сможет властвовать так, чтобы милосердие возобладало над судом». Тот, кто может изнутри сокрытия обнаружить глубину милостей Творца и Его желание воздавать добро, прорвать завесу природы и отдаления и приблизиться к Творцу, — «сила такого человека очень велика», и он может даже спустить огонь с небес. «И выполняют его желание» — его просьба удовлетворяется и с ним происходит чудо. «И все его просьбы выполняются, и на его молитву отвечают небеса» — евреи, присутствовавшие при совершившемся на Кармеле чуде, не посчитали его колдовством и признали силу царства Всевышнего.
В Минхе нет песен и славословий. Вся суть ее — предстояние перед Царем в трепете. Это «молитва бедняка с разбитым сердцем, называемая “беседой” (Цидкат аЦадик). В отличие от утренней молитвы, предназначенной “рассказывать по утрам о милости Твоей”, и вечерней молитвы, в которой Шма и его благословения призваны рассказывать “…веру Твою по ночам”. От Виленского Гаона у нас есть следующая традиция: “Читать Шма следует с любовью, а молитва (Шмонэ эсрэ)произносить в трепете” (Эвен Шлема 9).»
Вся суть Минхи — стоять перед Царем в трепете.
После Шмонэ эсрэ — нефилат апаим (Припадание на лицо), суть которого «предать себя суду Творца с полным самопожертвованием», как сказано: «попадем лучше под начало Г-спода, ибо велика милость Его». После нефилат апаим в Минху нет слов ободрения и упования, как утром, в отрывке ува леЦийон. Ведь не идет речь об избавлении, когда сгущается тьма, и нет места песням и славословиям в час сурового суда.
Учитывая все вышесказанное, мы сможем распознать новые нюансы в вечерней молитве Аравит.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?