Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнь человека в физическом мире требует взаимодействия с другими людьми, решения материальных вопросов. Все это может опустить человека до уровня чисто материального объекта и заставить его забыть свое истинное предназначение.

Слово суд (дин) производится от слова дай (достаточно), «не распространяться и не воздействовать на творения чрезмерно, но (именно) в меру. И на это указывает Его имя Ша-дай: сказавший миру “достаточно” (дай)» (Виленский Гаон, Рут 1:1). А в мидраше: «Небо растягивалось и растягивалось, пока не Он прикрикнул на него» (Танхума, Берешит).

Смысл данного высказывания в том, что «Всевышний, несомненно, мог создать намного больше разнообразных созданий, и сами создания могли бы быть куда бо́льшими. И если бы только хотел Он творить в соответствии с силой Своей, то не было бы у творения никакой границы, как безграничен Он Сам и Его возможности. Однако Он создал творения соразмерно с их потенциалом, т.е. в той мере и с теми свойствами, которые для них предопределил. Выходит, Творец как будто сдержал свою бесконечную силу, чтобы действовать не в соответствии с ней, а соразмерно созданным Им творениям» (Рамхаль, Даат твунот 26).

Все Творение возникло вследствие ограничения Света Творца. Всевышний — «Б-г скрывающийся» за завесой «естественного» Управления. Ведь это управление, ограниченное законами природы, является преградой, мешающей человеку ясно осознавать существование Творца. Его порождение и цель — свобода выбора, все испытания, в которые призван пройти человек.

Корень этого Управления — имя Элоким, одно из имен Всевышнего. Именно оно упоминается в Торе при описании сотворения природы и материального мира. Слово Элоким означает также «судья».

Числовое значение слова Элоким равняется числовому значению слова атева (природа). Заложенное в творение естественное Управление — это управление Суда. Именно оно определяет свободу выбора: человек должен выстоять в испытании, чтобы удостоиться Грядущего мира — по суду.

Мы может различить две основные категории испытаний, связанных со свободой выбора, порождением данного управления. Первая: мироощущение. Вера и действия, которые человек предпринимает вследствие нее. Управление Сокрытия Лица делает возможными ошибки в вере и мировоззрении: идолопоклонство, атеизм и т.п. Как мы объяснили выше (глава 2), их суть — разделение между природой и Тем, кто дает ей существование, непонимание того, что «Г-сподь и есть Тот, кто стоит за природой». Вторая категория испытаний: жизнь человека в физическом мире требует взаимодействия с другими людьми, решения материальных вопросов: пропитания, жилища, семьи и т.п. Все это может опустить человека до уровня чисто материального объекта и заставить его забыть свое истинное предназначение. Более того, погружение в материальную жизнь может умножить его гордыню, укрепить ощущение того, что он добился всего собственными усилиями, ослабить его веру и упование на Всевышнего, отдалить или даже оторвать его от Творца. Опять же, речь идет о недостаточном осознании того, что Творец дает существование всему бытию, что Он — Всесильный и хозяин всех сил, и что именно Он стоит за природой.

Чем больше усиливается это Управление Суда, чем больше углубляется это Сокрытие Лица, тем сильнее становятся испытания. В природе мы находим материальный пример такого состояния. В сумерки, когда свет уменьшается и исчезает, наступает время Сокрытия Лица, власти сурового Суда.

Испытание в молитве Минха, в час сурового Суда

Молящийся тоже испытывает сложности. После того, как он весь день занимался материальными делами и проблемами, ему тяжело полностью осознать, что вовсе не его усилия приводят к результату, но все в руках Всевышнего. Для такого признания требуется недюжинная покорность и смирение гордыни. Нужны особые усилия, чтобы в этот момент укрепиться в вере в то, что все его деяния и предприятия на протяжении всего дня имели своей целью только лишь выполнение обязанности прилагать усилия, стараться действовать в материальном мире — совершать иштадлут. Отдать долг проклятию, полученному Адамом. А на самом деле, совсем не усилия человека приносят ему пропитание. Ему нужно укрепить в своем сердце уверенность в том, что не случайности являются причиной его неприятностей, и что мир — это не война за выживание и не место случайных удач и поражений. Есть Творец, надзирающий над всем сущим и дающий жизнь всему в каждое мгновение.

Долг человека — карабкаться вверх, подняться от состояния, в котором он находится весь день, к уровню Венца Творения, стоящего перед Царем. Возвыситься над ощущением отдаления и над восприятием хода событий как естественного процесса и приблизиться к Творцу. Предстать перед Ним со всеми своими нуждами, возложить на Него свои заботы и надежды и осознать свою полную зависимость от Него во всех своих делах.

Как мы уже объяснили, в этот час тьмы человек не ощущает близости Творца и сияния Его Лица. Ему тяжело найти в себе возвышенность духа и свет души, предстать в молитве с ощущением близости к Б-гу и уверенности в том, что молитва будет принята благосклонно.

Величие человека, выдержавшего испытание молитвы Минха

«Чем большего масштаба человек, тем больше его злое начало». То же самое относится к заповедям и молитвам: «чем они значительней, тем сильнее нужно остерегаться. И поэтому сказали Мудрецы, что с особой осторожностью следует относиться к молитве Минха, поскольку она важнее всех» (Виленский Гаон, Тикуней Зоар 71).

Мы знаем, что цель Управления Суда — привести к прославлению Всевышнего, которое творит человек, выдержавший испытание свободой выбора. Чем больше испытание, чем строже суд, тем больше прославление, пробивающееся из деяний бедняка, трепещущего перед словом Творца. Ничто не пробуждает милость Небес сильнее, чем молитва, прорывающаяся через природные завесы и тьму сокрытия Лица. Нет просьбы ближе Всевышнему, чем молитва, проистекающая из ощущения близости и уверенности в милости Творца человека, находящегося в отдалении и под властью качества Суда. Это приближение служителя Всевышнего, который обнаружил своего Всеблагого Творца за завесой природы и сурового управления Суда, пробуждает милосердие и милость Творца. Молитва Минха превосходит все остальные молитвы, и тот, кто будучи испытан ею, выстоял в испытании, удостаивается ответа.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?