Темы: Предназначение, Реувен Куклин, Страх, Богобоязненность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Как можно научиться бояться Б-га, если меня этому никто никогда не учил?.. А., Москва
Уважаемый А.,
Вы задали очень важный вопрос. Говорит Моше-рабейну (Дварим 10, 12): «А теперь, Израиль, чего Господь, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы бояться Господа, Б-га твоего…». И сделали отсюда вывод наши мудрецы (Брахот 33 б), что «всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами». Из этого мы можем понять, что находимся в этом мире главным образом для того, чтобы достичь «страха перед Небесами» (разумеется, одним из наиважнейших «проявлений» этого страха является соблюдение заповедей, не может существовать богобоязненность только в сердце, не проявляясь в действиях) и усилить его.
Однако прежде, чем попытаться ответить на Ваш вопрос, как достичь страха перед Небесами, следует понять, что же такое страх перед Небесами.
В книгах мыслителей раннего периода находим, что существует два вида Страха — страх перед наказанием и страх (трепет) перед Величием.
Страх перед наказанием означает: человек боится, что Всевышний накажет его за совершённые им грехи.
Страх же перед Величием это страх, который человек испытывает перед Всевышним при мысли о Его величии и бесконечности. Именно к такой богобоязненности человек должен стремиться прежде всего.
Так написано в книге Зоар (Акдама 11, 2): «Основной страх, который который человек должен испытывать — чтобы человек боялся своего Господина (т.е., Б-га), потому что Он велик и властен, основа и корень всех миров, и все пред Ним как будто не существуют, как сказано (Даниэль 4, 32): «А все живущие на земле считаются ничем в сравнении с Ним»». В Зоаре речь идёт о том, что человек должен бояться Всевышнего, зная, что Он — источник существования всех миров, Он создал их и поддерживает их существование каждое мгновение, и всё, что происходит в мире, — по Его воле происходит.
Научиться бояться наказания не так трудно, поскольку «каждый человек любит себя и боится за себя, и ничто не отвратит его от совершения какого-либо действия больше, чем страх, как бы не случилось с ним какого-то несчастья» (Рабби Моше-Хаим Луцатто, Мэсилат Йешарим, часть 24).
Научиться этому страху человек может, изучая Тору, те места, где говорится о том, что Всевышний не оставляет безнаказанным ни одно нарушение Закона (см. Раввину не страшно грешить?), и о том, какое наказание полагается за каждое нарушение (см. более подробно Мэсилат Йешарим, часть 4).
Трепету перед Величием можно научиться, вдумываясь в то, что «нет никого, кроме Него», что Он создал всё и всем управляет.
И ещё помогает — вглядеться в окружающее нас Творение. Так сказал Рамбам (Йесодэй Тора 2, 2): «Как достичь любви к Нему и трепета перед Ним? Когда посмотрит человек на Его удивительные великие деяния и творения и увидит за этим Его бесконечную мудрость, которую невозможно оценить, немедленно преисполнится любви, и восхвалит, и восславит, и возжелает великим желанием постичь Всевышнего, как сказал Давид: «Жаждет душа моя Б-га, Б-га живого» (Тэилим 42, 3). И когда человек подумает об этих вещах, он тут же отпрянет назад, и устрашится, и узнает, что он малое, низкое, тёмное создание, стоящее со своим поверхностным и бедным пониманием перед Тем, Кто понимает всё, как сказал Давид: «Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих… (думаю): что (есть) человек, что Ты помнишь его?..» Тэилим 8; 4, 5)».
Сегодня, благодаря развитию науки, мы можем ощутить мудрость Всевышнего и Его власть над миром в ещё большей мере — т.к. возможности познания чудес окружающего нас мира неизмеримо возросли. Можно подумать о макромире — гигантских галактиках, состоящих из миллионов планет, причём всё это беспрерывно «работает» и каждая планета «на своём месте». А можно подумать об окружающих нас растениях и животных, об устройстве человеческого организма. Или о микромире — об удивительном строении молекул и атомов, о том, что расстояние между электроном и атомным ядром (в пропорции) — как расстояние между земным шаром и солнцем, и само количество материи невероятно мало, настолько, что мы ничего бы не увидели, если бы не огромная скорость вращения электронов вокруг ядра. Благодаря этой скорости у нас «создаётся впечатление», что всё состоит из материи, но если Всевышний на минуту остановит электроны, всё исчезнет. Все эти мысли, несомненно, приведут человека к страху перед Творцом.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Тора и наука
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Песнь песней»
Рав Ашер Кушнир
Я изучаю каббалу уже лет 5…
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пути жизни «Орхот Хаим»»
Рав Овадья Климовский
Как сделать так, что бы движущей силой развития был всё-таки не страх, а что-то более приятное?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Яков Шуб
Рав Берл Набутовский
Каков первый шаг к подчинению самому себе?
Рав Даниель Маршальский
Зачем нужен страх?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону