Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раби Меир говорит: “Почему Тора определила продолжительность [состояния] ниды в семь дней? Потому что [муж] привыкает к ней (жене) и приедается ему.

Не секрет, что проблема брака все более и более обостряется во всем мире: семейные связи слабеют, любовь и тепло в отношениях между супругами встречаются все реже44. В чем причина? Может быть, дело в том, что люди не в состоянии удовлетворить свои все растущие страсти и чувства? Но ведь в наши дни в «свободном мире» люди не стыдятся и не скрывают никаких пристрастий и открыто удовлетворяют любые свои желания. А настоящей, прочной любви тем не менее нет как нет. Почему?

Сказали наши мудрецы45: «Всякая любовь, зависящая от какойлибо вещи, [преходяща]: уходит эта вещь (условие), уходит и любовь. А любовь, ни от чего не зависящая (безусловная), никогда не иссякает. Какой пример “обусловленной” любви [известен]? Это любовь Амнона и Тамар46. А “безусловной”? Это любовь Давида и Ионатана47». Эти слова раскрывают нам главный секрет любви. Муж и жена, которые хотят — а кто этого не хочет? — непреходящей любви и мира в доме, должны испытывать друг к другу безусловную любовь. Нередко основной причиной любви является половое влечение, хотя мы этого и не осознаем. Не приходится удивляться, что такая «зависящая», «обусловленная» любовь постепенно гаснет и в конце концов исчезает совсем.

Всевышний, Создатель человека, «знает» его психологию и физиологию, ведь Он сотворил и наше тело, и нашу душу. Зная это, Он знает и как помочь нам научиться любить друг друга настоящей любовью. «Раби Меир говорит: “Почему Тора определила продолжительность [состояния] ниды в семь дней? Потому что [муж] привыкает к ней (жене) и приедается ему. Сказала Тора: будет нечиста семь дней, чтобы [потом] была желанна мужу, как в час вступления под хупу”48». За периодом воздержания от физической близости следует период ее возобновления, и это действительно — обновление чувств, которое помогает избежать однообразия и будничности в отношениях и соответственно — угасания любви49. Более того, период ниды, когда всякая физическая близость супругам запрещена, служит им своеобразной школой настоящей любви. Именно в это время супруги устанавливают и укрепляют между собой взаимосвязь более высокую, чем физическая близость, такую, как духовное и эмоциональное общение и совместные переживания, строят любовь, «не зависящую ни от чего». А это — единственный способ сделать любовь непреходящей.

В любви родителей к детям, любви между братьями и сестрами, естественной и природной, нет, разумеется, необходимости в физической близости. Она сама по себе сильна и глубока. Подобно этому, для истинной любви между супругами нет необходимости в непрерывных интимных отношениях, хотя для построения полноценной связи между мужем и женой физическая близость, безусловно, важна как основа взаимоотношений и духовной близости. Но физическая близость без перерывов и ограничений, напротив, может принести вред, тогда как выход из рутины телесной связи может помочь душевному сближению.

Разумеется, приведенное выше объяснение — не единственная причина законов ниды, относящихся, как мы уже не раз говорили, к разряду «хуким», т.е. законов, смысл которых не может быть постигнут нами до конца. Но это — один из смыслов, который открыли нам наши мудрецы.

Из сказанного выше со всей очевидностью следует, что законы о соблюдении отдаления в период ниды имеют целью не разделить и не разобщить супругов, а напротив — внести свежесть и обновление в их чувства, позволить им каждый месяц возвращаться к радостным переживаниям дня свадьбы. Именно это может еделать их дом вечным строением.

Любовь и влечение супругов друг к другу столь важны в глазах Всевышнего, что Он Сам позаботился о деталях встречи первой супружеской пары в мире. Вавилонский Талмуд50 говорит, что, прежде чем привести Хаву к Адаму, Всевышний «собственноручно» причесал ее!

44 Отдельные идеи, изложенные в этой главе, разбросаны по разным главам книги. Здесь они даны как единая тема, в новом ракурсе.

45 Пиркей авот, 5:19.

46 Танах, Шмуэль П, 13. Амнон любил Тамар за ее красоту. Добившись близости с ней, он ее возненавидел.

47 Шмуэль I, 18. Давид и Ионатан были верны и преданы друг другу несмотря на то, что оба были претендентами на царский престол.

48 Трактат «Нида», 31б.

49 См. гл. 6.

50 Трактат «Брахот», 61а и др.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.