Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Брак, Интимные отношения, Законы семейной чистоты, Разврат, Элиэзер Гервиц, Самоконтроль
Иудаизм не рассматривает половые отношения как неизбежное зло, не запрещает коаним (еврейским священнослужителям) брачных отношений. Более того, он расценивает половые отношения как один из важнейших даров Б-га человеку. Однако, как и всяким сокровищем, ими не следует злоупотреблять.
Основная цель сексуальных отношений — позволить человечеству воспроизводить себе подобных. Но так же как Б-г хочет, чтобы человек плодился и размножался, так Он желает, чтобы человек вел жизнь чистую с моральной точки зрения — жизнь, достойную человека, а не животного. Сексуальное влечение у животных бесконтрольно. Человек должен возвыситься над инстинктом, не позволяя себе подчиняться каждому сексуальному импульсу, — иначе он превращается в такое же ограниченное существо, как и животное.
Существует также множество социальных причин необходимости самоконтроля. Сексуальная совместимость это только одна из составляющих стабильного брака. Длительная любовь, взаимное уважение и общие интересы создают фундамент, на котором зиждется счастливый брак. Если супруги способны разделить все эти дары, тогда их любовь устоит перед всеми неизбежными в совместной жизни размолвками. Они останутся вместе, так как разделяют не только физическую, но и эмоциональную привязанность друг к другу. Поэтому их дети вырастут в спокойной обстановке счастливой семейной жизни, что, к сожалению, так редко встречается в настоящее время. Дети смогут воспользоваться преимуществами прочного родительского союза, направляющего их жизнь и позволяющего им прожить детство и отрочество с большей уверенностью в себе. Тщательность, с которой евреи выбирают себе супружескую пару, помогает объяснить относительно низкий процент разводов среди религиозных евреев. Преимущества прочной семьи сказываются не только на супругах, но и на их детях, которые в будущем, в свою очередь, станут хорошими родителями.
Теперь посмотрим на пару, которую объединяет только сексуальное влечение. Партнеры заинтересованы лишь в чувственном переживании момента. Они могут вступить в брак, а могут и не вступать (как это зачастую принято в настоящее время). В любом случае шансы того, что они останутся вместе надолго, невелики. Как только они станут старше и менее привлекательны друг для друга физически, они скорее всего разойдутся, потому что не останется никаких уз, связывающих их воедино. Одним из результатов «свободных сексуальных отношений» является ситуация, когда, устав от своего партнера, он или она просто находит себе другого. Вне института брака отношения становятся абсолютно эфемерными. При первом же конфликте такие связи распадаются. И что остается такой «сексуально-эмансипированной» постаревшей персоне? Зачастую — одиночество в старости.
А что такие отношения дают детям? Сколько юнцов производят на свет детей, о которых не могут как следует позаботиться? Что происходит с детьми разведенных родителей и с детьми матерей-одиночек? Очень часто они вырастают нелюбимыми, покинутыми, не имея перед глазами достойного родительского примера. Они больше подвержены эмоциональным стрессам и легче попадают в порочный круг наркомании и преступности. Так дети расплачиваются за безответственность своих родителей.
Иудаизм видит в прочности семьи краеугольный камень еврейского народа, основную структуру, обеспечивающую его существование. Сильная семья помогает всем своим членам выдержать превратности жизни. Стабильный дом гарантирует передачу еврейских традиций.
Семья, разрываемая на части неверностью и несовместимостью, никому не может принести пользы.
Иудаизм побуждает человека сдерживать свои сексуальные влечения и выбирать себе супруга на основании многих критериев. Вступив в брак, супруги обязаны хранить верность друг другу, что способствует ощущению надежности семейной жизни и эмоциональной стабильности детей.
Кроме того, что случайные связи ведут к распаду семьи, они приносят и другие проблемы. Насилие, венерические заболевания и проституция — вот только некоторые примеры этих проблем.
Так как сексуальное влечение чрезвычайно сильно, иудаизм принимает предосторожности против ситуаций, которые могут ослабить самоконтроль. Вот почему мужчинам и женщинам запрещено оставаться наедине друг с другом. Вот почему мужчины и женщины отделены друг от друга в синагоге. Внимание молящихся должно быть сосредоточено на молитве, а не занято представителями противоположного пола. Вот почему в иудаизме есть законы относительно ниды (женщины в состоянии нечистоты) и цниюта (сексуальной скромности). Скромность и сдержанность — отличительные черты настоящего еврея.
Побуждая евреев сдерживать свои страсти, иудаизм вовсе не стремится сделать жизнь мрачной и унылой. Соблюдение законов сексуальных отношений дает нам радостное чувство чистоты и надежности.
с разрешения издательства Швут Ами
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...