Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Надо сделать всё возможное, чтобы помочь далеким от Творца евреям. Параллели между духовными и обычными военными кампаниями.

ДОВЕРЬСЯ БОГУ, ТВОЕМУ ГОСПОДУ (Дварим, 18:13)

Хафец Хаим говорил: «Тора обязывает нас всецело доверять Богу, но не людям. Надо быть внимательным, чтобы тебя не обманули» (Хафец Хаим аль аТора, к этому стиху).

Он посвятил жизнь распространению братской любви, запрету плохо говорить о других и заповеди судить людей благосклонно. Любил людей, но не был наивным, хорошо знал мир и человеческие недостатки.

Много раз предупреждал учеников, что, вступая в деловые отношения, следует зафиксировать все до мельчайших деталей. Самый честный человек может что-то забыть. Публикуя свои книги, Хафец Хаим записывал все указания типографии, прежде чем начиналась работа: качество бумаги, тип печати и т.д. Именно из любви к людям все отмечал, чтобы потом не возникло никаких споров. Мы должны учиться этому. Тот, кто не делает это, пожалеет[1].

ЛЮБИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, И ХОДИ ПО ЕГО ПУТЯМ ВСЕ ДНИ (Дварим, 19:9)

Хафец Хаим отмечает, что Тора подчеркивает: мы должны ходить по путям Бога все дни. Мудрецы объясняют: это значит, что мы должны постоянно подражать Ему, делая добрые дела и сочувствуя другим людям. Тора обязывает делать хесед ежедневно. Каждый день мы должны искать возможность сделать кому-нибудь добро (Аѓават хесед).

И ПУСТЬ ЕЩЕ ГОВОРЯТ ИСПОЛНИТЕЛИ С НАРОДОМ И СКАЖУТ: КТО БОЯЗЛИВ И РОБОК СЕРДЦЕМ, ЧТОБЫ ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ И НЕ СДЕЛАЛ СЕРДЦА БРАТЬЕВ РОБКИМИ, КАК ЕГО СЕРДЦЕ (Дварим, 20:8).

Тора рассказывает, что до выхода евреев на войну (милхемет ршут) некоторые возвращались домой: те, кто построил новый дом, но еще не жил в нем; кто посадил виноградник, но не вкусил его плодов; кто обручился, но еще не начал жить с женой. В стихе 8 упомянута и четвертая категория людей: тем, кто боится и робок сердцем, следует вернуться домой.

Раби Йоси аГлили (Раши, ссылаясь на Сота) объясняет, что ради них и отсылают домой первые три категории. Кто покинет ряды из-за своих грехов[2], будет полон стыда. Но если вернутся домой и другие, люди не будут знать, почему возвращается каждый из них.

Это поразительно. Большое число воинов отправляют во время войны домой только, чтобы спасти грешников от стыда. Отсюда следует: мы обязаны делать все, что в наших силах, чтобы избавить людей от стыда.


[1] Слышал от рава Йосефа Дов Соловейчика, главы ешивы «Бриск» в Иерусалиме.

[2] Боится смерти тот, кто чувствует за собой вину и ожидает наказания свыше.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.