Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Историю Лота пересказывать не буду — читайте сами. Особенно обратите внимание на то, что после спасения Лота из Содома, Тора добавляет несколько «лишних», казалось-бы, фраз (Берейшит19:27—29). На пару предложений фокус повествования вдруг смещается к Аврааму, чтобы лишь сообщить нам, что он увидел, как поднимается дым на месте разрушенных городов, и нам снова сообщают, что Лот не погиб, так как Всевышний «помнил об Аврааме».

Можно было-бы предположить что так, на оптимистической ноте, Тора хочет завершить историю его чудесного спасения, но более внимательный анализ показывает, что это не так. Как известно, повествование Торы не идет сплошным потоком — оно в прямом смысле слова разбито на параграфы. Там, где заканчивается определенная часть, оставляют чистой часть строки и список всех таких мест передается по Традиции, как и сам текст Торы.

В вышеупомянутом месте никакого пропуска нет — повествование не прерывается и, таким образом, история дочерей Лота оказывается неразрывно связанной с рассказом о его спасении. И связь эта, каким-то образом, проходит через Авраама.

На самом деле, чтобы правильно понять эту историю, нужно сначала щедро расставить восклицательные знаки: Сам Всевышний решил спасти Лота! Он сделал это в силу заслуг Авраама (которые, как мы знаем, были чрезвычайно велики)! Он послал к нему специально назначенных ангелов, которые буквально вытащили его из пучины гигантского катаклизма!

Скептик, однако, может возразить, что особенно восклицать тут не о чем. В конечном счете, из Содома вышел не тот самый великий Лот, который был соратником Авраама и отличался богатством, мудростью и т.п. — ведь не зря же он был сразу же принят в высшие круги общества и назначен судьей в Содоме. Вышел оттуда бедный старик, который потерял практически всю свою семью и все имущество, которому ничего уж и не оставалось, кроме бегства от всего мира в горы. Не удивительно, что там он с готовностью напился и забылся. Это был уже не тот Лот.

Единственными, по отношению к кому Лот сохранил свой прежний статус, были его дочери. И поэтому Всевышний послал им довольно странную мысль, что «больше нет людей на земле, от которых они могли бы иметь детей». Они сделали противоестественный поступок, и у Лота (того, прежнего) появились сыновья. Только теперь завершилась история его спасения.

Это и есть наш ответ скептику. Смотреть на вещи нужно шире — Всевышний рассматривает человека, как духовную сущность не ограниченную рамками определенного биологоческого организма. Например, если человек оставил за собой сына, то он в определенном смысле и не умер. См., например, Трактат Бава Батра, лист 117а.

Почему именно сына, а не достаточно дочери? Честно говоря, Тора не рассматривает дочь как полновесное продолжение отца. В конце концов, ее судьба — выйти замуж, стать частью другого дома, продолжением семьи своего мужа. Однако, тем, у кого нет сыновей, не стоит отчаиваться. Во-первых, сегодня социальная роль мужчины и женщины в семье практически равна, и это наверняка отразилась и на духовном уровне. Во-вторых, в том же месте в Талмуде упомянут и другой путь «не умереть» — оставить после себя учеников. Впрочем, эту тему я уже обсуждал в другой статье — о позвоночнике. Советую прочитать.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.