Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Бард и шадхан Меир Левин продолжает делиться размышлениями. По его мнению, высокие посты являются причиной преждевременного ухода из жизни.

В детстве я прочел интервью азербайджанского долгожителя. Он утверждал, что ему 155 лет и он помнит, как Александр Сергеевич Пушкин встретил повозку с останками Грибоедова. Конечно, врал. А кто проверит? Но все-таки лет ему было немало. Журналист допытывался:

— Курите?

— С семи лет.

— Пьете спиртное?

— Как же без этого.

— Питание?

— Я пастух. Баранина, сыр (мы бы сказали, сплошной холестерин!).

— Чем вы обязаны долголетию?

— У меня никогда не было начальника.

Недавно я вспомнил про это интервью. Вначале мне захотелось прибавить, что и он сам никогда не был начальником. Логично, что оттого почти не встречался с людской неблагодарностью и не платил ею людям.

Но я сдержался и пошёл смотреть в еврейские источники. Они указывали, что работа начальником сокращает жизнь. Йосеф, несмотря на свою уникальную праведность, умер раньше всех братьев. И об этом же говорит комментарий Раши на трактат Пиркей Авот.

Но я не нашёл никакой взаимосвязи между наличием начальника и сроком жизни! Разногласие выходит с современником Пушкина. Оказалось, роль подчинённого не такая уж вредная …

Почему же евреев не пугает наличие начальника? Потому что мы всегда знаем, что над ним есть ещё больший начальник. И до самого большого Начальника. Кроме того, меня умиляют еврейские дети, которые подходят на улице к незнакомым людям и просят перевести их через дорогу. Ведь родители же не видят, почему они их слушаются? Взял бы да и помчался, пущай машины сами тормозят! Я не представляю, что это ещё где-то возможно, разве что у немцев и японцев? Видно, послушание сидит у евреев в генах.

Предположу ещё одну причину долголетия. Пастух — профессия, заставляющая проявлять милосердие к «младшим братьям» и часто обращать взор в звездное небо. Руководителей еврейского народа Всевышний испытывал, прежде чем вручать им власть, именно работой пастуха. Например — Якова, Моше, Давида. К тому же мой брат подметил интересную закономерность. Под его эгидой действует организация «Рахамим» («Милосердие»), осуществляющая патронаж над стариками. Люди, работавшие там, духовно росли быстрее. А всем известно, что духовно богатые люди легче переносят стрессы и потому дольше живут.

А вот что, наоборот, сильно сокращает жизнь? Вы думаете, только сигара и водка? Слушайте.

На одном из брейн-рингов прозвучал вопрос: «Какая война была самой кровопролитной в истории человечества?» Ответ: «Земледелец Каин убил пастуха Эвеля. Погибла 1/4 всего человечества». Каковы же были мотивы убийства?

Экономические. Один сказал: «Земля, на которой ты стоишь, моя». Другой: «То, что на тебе надето — мое». Один сказал: «Взлети». Второй: «Сними». Так и в любом споре не бывает, что один полностью прав, а другой нет. И причина спора почти всегда — амбиции.

Они спорили о вере. На чьей территории построят Храм?

Настоящей причиной спора была, естественно, женщина.

Что же стало последней каплей? Каин и Эвель принесли жертву. Каин принёс по принципу: «на Тебе, Б-же, что нам негоже». Вероятно, в уверенности, что он пашет и ему некогда. На философском языке: «какая Тебе, Б-г, разница, ведь всё и так Тебе принадлежит!?». А Эвель преподнёс самую лучшую и самую дорогую овечку. Всевышний принимает жертву Эвеля, а Каина — нет. И тогда Каин от зависти убивает Эвеля. Наверное, именно так трудяга мстит подлизе.

Как же Всевышний это допустил? Эвель выполнил заповедь максимально хорошо и за это его убили? Где справедливость?!

Вспоминаю самого себя в не такие далёкие годы. Выполнив какую-нибудь заповедь, я останавливался и начинал любоваться результатами, как мне казалось, Б-жественного присутствия. Забывал, что «главное в нашем деле — вовремя смыться». Смыться, пока не вообразил себя праведником. Получал по затылку.

Так и Эвель — остановился полюбоваться на Шхину, тут и получил. Какова же мораль? Не останавливайся! Сделал доброе дело — ищи другое, тогда тебе нечего бояться. Ведь настоящая награда за заповедь — другая заповедь. Всё остальное так, «подъёмные».

Вспоминаю своё последнее «сватовство в автобусе». Меня пригласили на обручение. Руководитель организации невесты сказал, что я тут ни при чём. Супруга состроила мне комбинацию из носа и 10 пальцев. Утром по дороге в ешиву я вдруг представил, что если я сватал пару в автобусе, то свадьбу должна финансировать автобусная компания «Эгед».

Про моего рава говорят, что он единственный в нашем поколении, кто не смеется в полную меру из-за разрушения Храма. Но в этот раз он нарушил свой обычай. Да и я смеялся: наконец-то удалось «вовремя смыться».

А что же Эвель? Для того, чтобы немножко понять эту историю, необходимо рассмотреть порядок перерождения душ, «реинкарнации». Вначале душу Эвеля послали в тело Ноаха, а затем в тело Моше. И им удалось исправить прежнюю ошибку. В итоге, когда евреи танцевали в пустыне вокруг только что выстроенного Переносного Храма, Моше тихо стоял в сторонке. И пока Всевышний прямо не позвал его, Моше не показывал, а возможно и не думал, что он к этому причастен. Вероятно, потому, что занимался в этот момент выполнением другой заповеди?


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.