Темы: Меир Левин, Честность, Бизнес по-еврейски, Еврейские качества, Праведник, Рассказы, Освящение Имени Всевышнего
«Бегут нечестивые, хотя никто не преследует их
а праведные — спокойны как львы»
Притчи Соломоновы
Глиняная посуда становится ритуально нечистой только изнутри, но если что-то нечистое дотронулось до неё снаружи, она остается неосвернённой. Известно, что Всевышний слепил человека из праха земного (глины) и вдохнул в него бессмертную душу. Поэтому праведники и после смерти «живее всех живых» (не путать с дедушкой Лениным!), а злодеи уже при жизни мертвы. Так, одна оболочка.
А вот наша история. В Йемене большинство евреев работало ювелирами (в Советском Союзе, конечно, тоже, но только в кино). И все были религиозными. Однажды в Тбилиси я вышел на улицу в кипе. Меня спросили, почему я гуляю в ювелирской шапочке?
Лучшим ювелиром Йемена был мудрец Торы рав Авраам Бадихи. Однажды наследник престола поручил раву обработать дорогое ожерелье. Рав боялся, что его могут украсть и попросил принца отвести ему место во дворце, где он смог бы спокойно работать.
Наследник выделил комнату и рав Бадихи приступил к делу. В помещении, где он работал, в углу валялся старый кувшин. Рав случайно притронулся к нему и по звуку определил, что он из чистого золота. Рав обратился к принцу со своим открытием. Принц расхохотался: «Возьми кувшин себе! Я тебе его дарю». Рав не поддался соблазну, он очистил кувшин специальной пастой и принес принцу. Когда король умер, то во время восхождения на престол принц посадил ювелира рядом с собой.
Министры заволновались: за что презренному еврею такая честь? Новый король вынул золотой кувшин и спросил: «Мог бы кто-нибудь из вас поступить подобно этому еврею?». Все потупили глаза.
Всё же тогда люди были намного честнее. Сегодня все бросились бы к королю и толкались, кричали, клялись, что они бы и нитки не взяли!
Большую часть рассказа я заимствовал на сайте Толдот.ру, а они — ещё где-то. Но я ощущал внутреннюю неудовлетворенность. Слушая о праведности героев Торы, мудрецах, живших давно и в других реалиях, люди обычно мысленно возражают. «Может, это и правда, может — нет; а даже если и правда, мы-то причём? Они праведники, а мы простые обыватели, в наше время такого не бывает. Да и зачем красоваться перед чужим королем, взял бы кувшин себе, сколько бы добрых дел он мог сделать с его помощью для евреев!»
Поэтому расскажу аналогичную историю из моей практики. Тринадцать лет тому назад мы с супругой построили в городе Бейтаре трехкомнатную квартиру, до сих пор выплачиваем банку машканту (ссуду). В том же году супруге предложили должность «эм-байт» — «мамы общежития» в школе для девочек. Администрацию школы арендует для нас жильё в районе школы. Свою квартиру мы сдаем. Жильцы попадаются разные. С некоторыми не было проблем с оплатой, но попадались такие, за которыми приходилось гоняться. Года три назад мне посоветовали: сдай квартиру праведнику, пусть платит чуть меньше, зато без нервотрепок, здоровье дороже. Я согласился. Праведник сам меня нашёл. Я договорился с ним, что раз в году мы будем пересматривать условия съёма и плату в соответствии с рыночной ценой. Первый год это было 2500, во второй — 2200, в третий я кого-то спросил, мне сказали, что цена квартир не изменилась. Я передал это жильцу.
«Уточните плату», — сказал жилец.
Мне было лень этим заниматься. Я проворчал: «А что, цена уменьшилась?»
«Нет, но уточните», — не отставал жилец.
Я уточнил — цены на аренду повысились. Я сказал об этом жильцу.
«Сейчас правильно», — обрадовался Натан Миллер, мой жилец, и выписал чек.
Когда я пересказал кому-то эту историю, не называя имён, мне ответили: «Фамилию можете не называть, это был Натан Миллер».
Через полгода произошла необычная история. На Рош-а-Шана семья Миллера пошла молиться, а в дом зашли воры, явно арабы, обыскали все углы, собрали всё, что в доме было ценного, в том числе и ювелирные изделия, сложили в детскую коляску и… чего-то испугались и убежали. Может, к ним явился образ того самого йеменского короля и популярно объяснил им по-арабски, что с праведниками лучше не связываться? А кого ещё могут испугаться в современном Израиле арабы? Полицию, что ли? Тем более, что в религиозных городах ей просто нечего делать.
Ну а причём здесь глиняный сосуд? Догадайтесь сами.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина