Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ребе из Коцка прав. Одно и то же событие может быть испытанием для одного человека и не быть испытанием для другого. В Аврааме главным свойством была доброта. Благодаря своей доброте он приобрел последователей в вере в Единого Б-га. Даже на третий день после обрезания, все еще испытывая сильную боль, он, сидя под палящим солнцем, надеялся увидеть путников, чтобы пригласить их в дом.

Поскольку он сделал милосердие и щедрость средствами своего служения Б-гу, именно его доброта подверглась испытанию. Был ли он щедрым лишь потому, что щедрость ему присуща, или же она являлась для него средством служения Б-гу? Что если его доброта придет в столкновение с необходимостью подчиниться воле Г-спода — что он будет делать тогда? Сможет ли он быть жестоким, если на то будет воля Г-спода?

Наши мудрецы учат: Б-г не бывает несправедлив к людям. Никогда Он не налагает на людей испытания большие, чем они способны вынести. Авраам был достаточно велик для любого испытания. Поэтому он был избран для того, чтобы преодолеть все, выпавшее на его долю, извлечь из своих испытаний благо и для себя, и для своих потомков. Каждое из его испытаний включало в себя необходимость проявить жестокость. Зачем? Для того, чтобы заставить людей отвернуться от него. Может ли кто-нибудь из нас послать женщину с больным ребенком в пустыню и даже не дать ей воды? А если эта женщина твоя жена и с ней твой ребенок? Но Аврааму было велено прогнать свою наложницу Агарь вместе с больным сыном, даже не дав ей времени взять с собой провизию. То, что жизнь Ишмаэля будет спасена в результате Б-жественного вмешательства, не было известно Аврааму заранее. Это было его испытанием. Совершит ли добрейший из людей то, что на первый взгляд будет проявлением жестокости? Выполнит ли он волю Б-га?

Таким же испытанием для Авраама была Акейдат Ицхак. Сможет ли Авраам восторжествовать над своей природой? Сто лет ждал он рождения Ицхака, достойного наследника своих идеалов. Всю свою жизнь Авраам проповедовал, что человеческие жертвы не угодны Г-споду, что милосердный Б-г хочет спасти человеческую жизнь, а не погубить ее. И вот Авраам собирается принести в жертву своего собственного сына. Как после этого он может надеяться снова заставить людей поверить в Б-га? Его учение станет предметом насмешек, его авторитет будет развенчан.

Ицхак был человеком совсем другого склада. Он воплощал собой бескомпромиссную преданность в служении Б-гу. Ему было не трудно пожертвовать — если необходимо — своей жизнью. Поэтому повествование об Акейдат Ицхак начинается в Торе словами: «Б-г испытал Авраама».

Также и Яаков, главной чертой которого была правдивость, должен был пройти испытание, чтобы доказать, что он может несмотря ни на что остаться правдивым. Он должен был обмануть Ицхака, чтобы получить благословение отца, затем 20 лет прожить у Лавана, не уступая ему ни в смекалке, ни в хитрости, и превзойти в уме Эсава на своем пути назад в Ханаан. Пройти через ложь и остаться верным правде — в этом заключалось испытание Яакова.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.