Темы: Ханука, Праздники, Подарки
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныБольшое спасибо, что обратились к нам. Действительно, Талмуд (Псахим 109а) говорит, что есть особая заповедь: радоваться в праздник (йом тов — Суккот, Песах, Шавуот). Это включает также — дарить подарки жене и детям. Шулхан Арух (529:2) говорит, что в праздники, чтобы создать атмосферу радости, надо дарить домочадцам подарки по их вкусу: детям — сладости, жене — одежду или украшения и т. п.
Поэтому Ваш вопрос можно сформулировать так: существует ли особая заповедь радоваться и в Хануку? Талмуд (Шабат 21 б) говорит: мудрецы постановили, что на следующий год после победы над греками дни Хануки будут праздничными — днями восхваления и благодарности. Означает ли это, что в Хануку есть особая заповедь радоваться, как и в другие праздничные дни? Или же праздничность этих дней — только в восхвалении и благодарности Всевышнему?
Тур (Орах Хаим 670) приводит мнение учителя своего отца, Маарама из Ротенбурга: трапеза, которую устраивают в Хануку, не имеет статуса трапезы, участвуя в которой человек выполняет заповедь (сеудат мицва). Поскольку праздник Ханука установлен только как время восхваления и благодарности Всевышнему, а не как «время радости», проявлением которой является праздничная трапеза.
Рав Мордехай Яфе (Левуш, Орах Хаим 670) дает этому интересное обоснование. Он говорит, что, в отличие от событий, предшествовавших установлению Пурима, когда евреям угрожало физическое уничтожение, во время событий, предшествующих установлению Хануки, евреям угрожало уничтожение духовное: греки стремились оторвать их от Торы и заповедей. Поэтому Пурим празднуют на «физическом» уровне — устраивают трапезу и радуются, а Хануку — на духовном уровне: восхвалением и благодарностью Всевышнему.
С другой стороны, рав Шломо Лурия («Йам шель Шломо», Бава Кама 7:37) цитирует Рамбама (Законы Хануки 3:3), где о «радости» говорится и в связи с Ханукой.
Шулхан Арух (670:2) устанавливает закон в соответствии с мнением Маарама из Ротенбурга: трапезы, которые устраивают в Хануку, не имеют статуса сеудат мицва. При этом Рамо (670:2) пишет: если есть возможность, лучше устроить трапезу. Однако он связывает это с тем, что в эти дни было завершено строительство Мишкана в пустыне, а также вновь начали приносить жертвы в Храме после победы над греками. Но, если за трапезой поют песни, восхваляющие Всевышнего, и произносят слова Торы, она получает статус сеудат мицва.
Таким образом, в Хануку нет специальной заповеди радоваться (в отличие от йом това), поэтому нельзя сказать, что существует обязанность дарить подарки.
Тем не менее, рав Исраэль-Песах Файнандлер (1945-2011; респонс «Авнэй Яшфэ» 1:129) пишет, что, по возможности, нужно дарить подарки и в Хануку, чтобы атмосфера в доме была более радостной.
Он также отмечает, что зачастую дни Хануки совпадает с праздниками других конфессий, когда у них принято дарить подарки. Но дарить подарки в Хануку не будет запрещено в качестве «следования путям неевреев» (см. Рамо, Йорэ Дэа 188:1), ведь этот запрет распространяется только на обычаи, которые не имеют логического обоснования или связаны с распутством или идолопоклонством, а в данном случае дарение подарков вполне логично.
Кроме того, известно, что слово «Ханука» имеет тот же корень, что и слова «хинух» — «воспитание». Поэтому зажигание ханукальных свечей, когда вся семья собирается вместе, — это хорошая возможность передать детям любовь к выполнению заповедей и изучению Торы. А, как известно, ничто не открывает сердце ребенка так успешно, как хороший подарок.
С уважением, Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
из «Книги нашего Наследия»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Яков Шуб
Можно после праздничной молитвы приготовить обед?
Ш.Л. Абрамович,
из цикла «В помощь начинающему хазану»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону