Темы: Фараон, Авраам, Сара, Подарки, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Скажите, почему Авраам не взял ничего из трофеев войны с 4 царями и заслужил одобрение Всевышнего, но взял подарки от фараона и от Авимелеха? Почему в том случае нет, а в этих да, в чем принципиальная разница между ними? Бениамин
Шалом, уважаемый Бениамин!
Вы задаете очень верный вопрос. Прежде всего, заметим, что Авраам, будучи праведником, несомненно, не стремился поживиться за чужой счет, тем более, согласно преданию мудрецов, Авраам соблюдал всю Тору. И наверняка избегал принимать подарки, как сказано: «…ненавидящий подарки жив будет» (Мишлей 15, 27). Даже не особый праведник, а просто здравомыслящий и уважающий себя человек не торопится принимать подарки от таких нечестивых людей, как фараон или Авимелех, понимая, что этим может поставить себя в определенную зависимость от них. Тем более — Авраам.
Так что для начала определим, что отказ принять что-либо от царя Сдома нам понятен, это естественно для Авраама. Правда, следует заметить, что, в отличие от фараона и Авимелеха, сдомский царь мог заявить: я одарил Авраама — и он разбогател; это ясно из слов самого Авраама. У такого человека, безусловно, ничего не стоит брать. Кроме того, в комментарии Паним Яфот сказано: Авраам знал, каким злодейским местом является Сдом, и по критериям Торы приравнивал его к ир а-нидахат — «совращённому городу», который по закону Тору подлежит полному уничтожению, вместе со всем имуществом (Дварим 13, 13—19). Соответственно, Авраам не желал брать ничего из этого имущества.
Однако попытаемся все же понять, почему он взял подарки у фараона и Авимелеха. Можно сказать, и мы находим этому косвенное подтверждение в комментариях, что Авраам по определенным причинам должен был принять дары от них, но они не были желанными для него и впоследствии он не пользовался этим имуществом. Например, Мальбим объясняет, что Авраам выдал Сару за сестру в надежде, что с ним начнут торговаться, назначая цену за согласие на брак с его сестрой, а он заломит такую цену, что никто не решится её заплатить. Так заодно мы получаем еще одно красивое объяснение странных (в трактовке Раши) слов Авраама. Авраам сказал жене: «Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне было хорошо из-за тебя…» (Бэрейшит 14, 13). Это «хорошо» Раши объясняет так: «Чтобы дали мне подарки». (Это объяснение вызвало возмущение у некоторых других комментаторов). Однако Авраам не предполагал, что Сару заберет фараон — человек, в средствах не ограниченный. Но отступать было поздно, и ему пришлось принять выплаченную фараоном назначенную сумму.
Подарок же от Авимелеха, по словам Ор а-Хаим а-Кадош, он взял в качестве компенсации за моральный ущерб, нанесенный царем Саре (можно добавить, что и подарок фараона он по этой же причине мог оставить с чистой совестью у себя). Ор а-Хаим добавляет, что другие предложения Авимелеха Авраам не принял, например, отказался от вида на жительство в Граре.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Пятигорский
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Натан Агрес
Разве фараон после казней не отпустил бы народ, если бы ему сказали правду?
Злата Грайбер
Отзывы читателей
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина