Темы: Ашкеназы, Мезуза, Еврейский закон, Рав Яков Шуб, Сефарды
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Вопрос касается мезузы. Слышала, что положение мезузы на косяке различается у сефардских и ашкеназских евреев, однако это связано не с установлением традиции разными мудрецами, а с тем фактом, что в регионе проживания ашкеназских общин к мезузе местные жители христианской религии прибивали поперечную дощечку таким образом, что получался крест. В связи с этими событиями мезузу стали вешать под наклоном. Подскажите пожалуйста, эта теория правдива? А.
Уважаемая А.,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно обычай ашкеназим — прикреплять мезузу наклонно, а обычай сфарадим — прикреплять мезузу прямо, вертикально.
Вопрос о том, как прикреплять мезузу, обсуждается в Талмуде (Менахот 33а). Там сказано, что нельзя устанавливать мезузу «как гвоздь» — это неуважение по отношению к ней.
По мнению Раши это означает: нельзя поместить мезузу плашмя в отверстие в косяке двери или же просто прикрепить параллельно земле. Мезуза в определенной мере напоминает свиток Торы, который хранят в вертикальном положении, поэтому и ее необходимо прикреплять именно прямо, вертикально. Так же считают Рамбам и многие другие ришоним (мудрецы первых поколений).
Мнение Рабейну Тама противоположно: неуважительно прикреплять мезузу вертикально. По его мнению, мезузу нужно прикреплять плашмя, параллельно земле.
Шулхан Арух (289:6) устанавливает закон в соответствии с мнением Раши и Рамбама. Поэтому обычай сфарадим — устанавливать мезузу вертикально.
Однако Рамо (289:6) считает, что изначально необходимо учитывать и мнение Рабейну Тама, который, как было сказано выше, считает, что нельзя устанавливать мезузу вертикально. Поэтому Рамо предлагает прикреплять ее немного наклонно. Такое расположение не противоречит ни одному из мнений. Ведь по мнению Раши нельзя устанавливать мезузу плашмя параллельно земле, а по мнению Рабейну Тама нельзя устанавливать ее вертикально.
Именно таков обычай ашкензим: устанавливать мезузу наклонно, т.е. чтобы верхняя часть была немного наклонена в направлении дома. При этом угол наклона должен быть небольшим, не 45 градусов.
Интересно, что так прикреплять мезузу принято не только у ашкеназим, но и у марокканских евреев, предки которых жили в мусульманской стране. Что лишний раз доказывает несостоятельность упомянутой Вами теории.
Стоит отметить: основным считается мнение Раши, поэтому в случае необходимости, например, когда косяк двери узкий и невозможно прикрепить мезузу наклонно, ашкеназим также разрешено прикреплять ее вертикально, как принято у сфарадим (комментарий Виленского Гаона к Шулхан Аруху 289:14).
С уважением, Яков Шуб
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Тэфах — это сколько?
Толдот Йешурун
Сегодня в иерусалимской больнице «Эйн-Карем» на 93-м году жизни скончался великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства раввин Овадья Йосеф. Редакция Толдот.Ру скорбит со всем народом Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Рамбан и рабейну Йона вдохнули новую жизнь в старую сефардскую традицию. Связующим звеном между Францией и Испанией был Прованс. И Рамбан, и рабейну Йона учились у прованских мудрецов, которые находились как бы на стыке двух миров, двух подходов к Талмуду - мира сефардского и ашкеназского.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография выдающегося законоучителя, духовного лидера своего поколения
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Александр Красильщиков
Несущественное отличие?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону