Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава поколения мудрецов Франции, величайший из авторов Тосафот

Раби Яаков бар Меир (Рабейну Там; ок. 4860 — 4931 /ок.1100 — 1171/ гг.) — глава поколения мудрецов Франции, величайший из баалей Тосафот (авторов Тосафот).

Внук Раши. Родился в г. Рамерю еще при жизни Раши, но учиться у него не успел.

Изучал Тору у своего отца, р. Меира бар Шмуэля, который был учеником Раши, а также у своих старших братьев — р. Шмуэля бар Меира (Рашбама;) и р. Ицхака бар Меира (Ривама;).

Продолжая дело, начатое отцом и братьями, писал дополнения (Тосафот) к комментариям Раши на Талмуд — его дополнения охватывают все трактаты Талмуда.

Рабейну Там не просто дополнил и расширил комментарии своего великого деда: по многим вопросам он полемизировал с Раши, опровергая его объяснения и предлагая альтернативные пути решения проблемы. В классическом издании Тосафот, которое печатается рядом с основным текстом Талмуда, именно рабейну Там, как правило, является основным оппонентом концепций Раши.

В целом ряде случаев иная интерпретация слов Талмуда приводила его и к иным законодательным выводам. Так, рабейну Там оспаривал концепцию Раши относительно порядка расположения отрывков Торы в тфилин (Менахот 34б). И хотя в Шульхан арухе закон все же установлен в соответствии с мнением Раши, тем не менее, рекомендуется, чтобы «Б-гобоязненные люди постарались выполнить эту заповедь и тем, и другим образом, заказав себе две пары тфилин»: одну, изготовленную в соответствии с постановлением Раши, а другую — рабейну Тама (Шульхан Арух, Орах хаим, 34:1-2). Более того, согласно утверждениям кабалистов, обе эти точки зрения имеют под собою верные основания — и «на голове, а также и на руке, есть место для двух тфилин».

Известна также дискуссия относительно расположения мезузы на косяке дома. Раши вывел из слов Талмуда, что мезузу следует располагать параллельно косяку, как бы «стоя». Но рабейну Там интерпретировал те же слова Талмуда иначе: мезузу следует располагать только поперек, как бы «лежа», и если она закреплена «стоя», заповедь не выполнена (Менахот 33а; Тур, Йоре деа 289). Именно поэтому Шульхан Арух рекомендует размещать мезузу наклонно, чтобы выполнить заповедь в соответствии с двумя полярными мнениями (Шульхан Арух, Йоре деа 289:6, Рамо).

Рабейну Там был признан одним из наиболее авторитетных законоучителей своего времени: со всех концов диаспоры к нему обращались за решением сложных алахических проблем. Впоследствии он объединил свои респонсы и хидушим (толкования Талмуда) в сборник, названный им Сефер аяшар.

Рабейну Там значительно расширил жанр респонсов: почти каждый респонс под его пером перерастает рамки сухого законодательного решения, превращаясь в увлекательное исследование.

В ешиве рабейну Тама, основанной им в Рамерю, учились выдающиеся баалей Тосафот (авторы Тосафот), ставшие духовными лидерами следующего поколения мудрецов: р. Ицхак бар Шмуэль (Ри Азакен;), р. Яаков из Орлеана, р. Ицхак из Марселя (Бааль Аитур;), р. Шимшон из Санса и многие другие.

Историки сообщают, что рабейну Там был очень богат (Седер адорот): виноградники Шампани поставляли ему обильное сырье для изготовления вина, а средства, вырученные от продажи вина, он ссужал неевреям в рост.

В 4906 /1146/ году начался второй крестовый поход — предводители крестоносцев решили, что прежде, чем отправиться на освобождение Иерусалима, следует обратить в христианство или истребить евреев Европы. Во второй день праздника Шавуот 4907 /1147/ погромщики пришли в Рамерю — разграбив дом рабейну Тама, они изорвали свиток Торы, а затем нанесли мудрецу пять тяжелых ран, чтобы, по их словам, «отомстить вождю евреев за страдания распятого избавителя». Рабейну Там сумел спастись из их рук, обещав одному из рыцарей богатый подарок (Праким бетолдот Исраэль).

После этих кровавых событий рабейну Там переселился вместе с частью учеников в Труа, родной город своего великого деда.

В 4910 /1150/ году вместе со своим братом Рашбамом и главой мудрецов Германии Рааваном, рабейну Там возглавил проводимый в Труа съезд ведущих раввинов Европы. На этом форуме были приняты важнейшие постановления, укрепляющие самоуправление общин: запрет евреям обращаться в нееврейский суд с иском против других евреев, запрет принимать от нееврейских властей назначения на руководящие должности в еврейской общине и др. Благодаря этим мерам еврейские общины во Франции и Германии становились своеобразными «государствами в государстве» — независимыми сообществами, отделенными от неевреев рубежами законов Торы.

Еще при жизни р. Яакова бар Меира современники стали называть его тем именем, под которым он вошел в историю еврейской мысли: «рабейну Там» (наш Совершенный Учитель). Это имя восходит к известному стиху Торы: «А Яаков был человеком безыскусным (там — безыскусный, цельный, совершенный), сидящим в шатрах (шатрах мудрецов)» (Берешит 25:27).

По свидетельству мудрецов, «со времен Талмуда не было подобного ему в искусстве анализа, остроте ума и глубине понимания» (Риваш 394).

Рабейну Там писал пиюты (духовные гимны) и слихот (элегии) — некоторые из них включены в праздничные махзоры. Известна также его поэтическая переписка с р. Авраамом Ибн Эзрой.

Умер в 4-ый день тамуза 4931 /1171/ года.

С разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?