Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся комментатор Писания и Талмуда; один из величайших мудрецов Израиля всех времен

Раби Шломо Ицхаки (Раши; 4800-4865 /1040-1105/ г.) — выдающийся комментатор Писания и Талмуда; один из величайших мудрецов Израиля всех времен.

Происходил из рода царя Давида.

В книгах кабалистов указано, что он был новым воплощением души Рава, основателя знаменитой ешивы в вавилонском городе Суре (Гилгулей нешамот; Седер адорот).

Раши появился на свет в год, когда умер глава предыдущего поколения мудрецов рабейну Гершом Меор агола — вновь подтвердилась закономерность, сформулированная в Талмуде: «не покидает мир праведник прежде, чем рождается праведник, подобный ему» (Кидушин 72б).

Раши родился на севере-востоке Франции, в городе Труа, расположенном на реке Сене. Его матерью была дочь выдающегося мудреца и поэта из германского города Майнца р. Шимона Агадоля.

В юности учился у своего отца, р. Ицхака, а также у брата матери, р. Шимона бар Ицхака, наставником которого был рабейну Гершом Меор агола. Свое образование Раши продолжил в ешивах Германии: в Майнце он стал ближайшим учеником р. Яакова бар Якара — именно его Раши называет в своих комментариях мори азакен (мой старый учитель). Раши писал о р. Яакове: «Мои замыслы, мои толкования и мое понимание вышли от него».

Уже в этот период Раши начинает работать над осуществлением грандиозного замысла: прокомментировать на святом языке, иврите, все книги Священного Писания и весь Талмуд. Многое из найденного в старинных свитках и услышанного от наставников Раши записывал в специальные тетради — кунтресим: впоследствии эти ученические записи стали основой его прославленных комментариев.

После смерти р. Яакова бар Якара, последовавшей в 4824 /1064/ году, он продолжил обучение у р. Ицхака бен Йеуды, ставшего новым главой ешивы в Майнце, а затем — у р. Ицхака Алеви в ешиве города Вормса. Все три основных наставника Раши были выдающимися учениками рабейну Гершома Меор агола.

Предание рассказывает, что, когда период ученичества завершился, Раши, оставив семью в Труа, «отправился в галут» — в длительное путешествие по общинам диаспоры: он стремился познакомиться с выдающимися мудрецами и методами изучения Торы, принятыми в других землях.

Когда Раши отправился в путь, ему было тридцать три года. В течение семи лет своего добровольного изгнания он побывал в Италии, Греции, Египте, а также в Земле Израиля, затем посетил Персию — и закончил путешествие в уже знакомой ему Германии (Седер адорот). Есть свидетельства, что он побывал также в Праге и в городах Испании (Сарей амеа 4:6).

Возвратившись в свой родной город, Труа, Раши основал там ешиву. После 4856 /1096/ года, когда в результате первого крестового похода процветающие еврейские общины в Германии были почти полностью уничтожены, ешива Раши сделалась наиболее авторитетным центром изучения Торы в Европе.

Его ближайшими учениками были р. Симха из Витри, глава следующего поколения мудрецов Франции, и р. Ицхак бар Ашер (Рива), глава следующего поколения мудрецов Германии.

На протяжении всей своей жизни Раши продолжал работу над своими комментариями, добиваясь максимально возможной точности и стройности изложения и постоянно добавляя новые объяснения (лашон ахер): все кунтресим переписывались им трижды. Он успел завершить толкования на все книги Священного Писания и почти на все трактаты Талмуда, кроме трактатов Макот (эту работу завершил зять Раши р. Йеуда бар Натан) и Бава батра (комментарий на который завершил внук Раши р. Шмуэль бен Меир — Рашбам).

Толкования Раши отличаются особой ясностью и лаконичностью. Комментируя Священное Писание, он уделяет особое внимание точному уяснению пшата (простого смысла стиха Торы). В большинстве случаев его комментарии опираются на изречения мудрецов, приведенные в Талмуде и мидрашах. Он также использует сочинения своих старших современников, в первую очередь толкования р. Моше Даршана из Нарбонны, которого Раши цитирует особенно часто.

Комментарии Раши пользуются наибольшим авторитетом и популярностью: в большинстве изданий Танаха и Талмуда они приведены рядом с основным текстом в качестве необходимого дополнения.

Согласно преданию, Раши был также выдающимся знатоком медицины и целителем: он написал около ста трудов по медицине — существуют свидетельства, что к началу восемнадцатого века они еще были в хождении (Сарей амеа, там же).

Предание рассказывает, что один из предводителей крестоносцев герцог Годфрид Булонский, прослышав о великом еврейском мудреце из Труа, разыскал его и перед тем, как отправиться во главе ста тысяч рыцарей на завоевание Иерусалима, попросил, чтобы Раши без страха предсказал исход предприятия. И ответил Раши: крестоносцы овладеют святым городом, но затем будут изгнаны сарацинами, а сам Готфрид возвратится лишь с двумя всадниками. Разгневанный рыцарь пригрозил, что, если это предсказание не исполнится во всех деталях, он убьет и самого Раши, и всех евреев Франции.

В 4859 году /1099/ году крестоносцы под предводительством герцога Булонского захватили Иерусалим, но затем были разбиты и бежали из святой земли. Готфрид возвратился на родину с тремя всадниками — и первым делом отправился в Труа, чтобы, как он и обещал, расправиться с Раши и его единоверцами. Когда рыцари въезжали в ворота города, с городской стены сорвался камень и убил одного из трех всадников, сопровождавших Готфрида.

В еврейском квартале Готфриду сообщили, что великого мудреца уже нет в живых (Седер адорот).

Раши умер 29 тамуза 4865 /1105/ года в Труа.

Его внуки р. Шмуэль бар Меир (Рашбам) и р. Яаков бар Меир (рабейну Там) стали лидерами своего поколения мудрецов Торы.

С разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?