Темы: Мудрецы, Моше, Дарование Торы, Еврейский закон, Талмуд, Устная Тора, Споры
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Читал, что есть мнение, что до того, как был составлен Талмуд, бОльшая часть Галахи (еврейского Закона) была гибкой за счёт её устной передачи. В то время как кодификация в Талмуде сделала Галаху негибкой, что пошло вразрез с традицией передачи Устной Торы. Так ли это? Спасибо. Артем
Уважаемый Артем,
Я не знаком с таким мнением, и мне не очень понятно, как Талмуд мог быть записан «вразрез с традицией передачи Устной Торы».
Давайте обратимся к «истории вопроса». Моше получил на горе Синай Десять Заповедей, записанных на Скрижалях. Мудрецы сообщают, что, кроме Десяти Заповедей, Моше получил и передал нам тринадцать методов толкования Торы. Это дало возможность мудрецам её изучать и выводить из нее законы, заложило основы толкования.
Сам свиток Торы писался все сорок лет, что евреи скитались по пустыне, только умирая, Моше закончил его писать и передал каждому колену по свитку. Как только Моше постигал новую заповедь, он передавал её народу со всеми подробностями практического исполнения. В саму Тору записывались лишь «заголовки» законов, а подробные инструкции по соблюдению передавались устно из поколения в поколение.
Почему же нельзя было записать в одну книгу как сами законы, так и инструкции по их соблюдению? Почему детали законов передавались устно, а не записывались в Свиток? Ответ заключается в том, что, как Вы верно замечаете, любая записанная идея теряет свою «гибкость» и живучесть, перестаёт развиваться.
Дело в том, что Тора — не книга, написанная для какого-то определенного поколения. Она актуальна во все периоды существования еврейского народа. Однако мы можем наблюдать, как постоянно возникают новые ситуации и меняется обстановка, рождаются новые проблемы, с которыми прошлые поколения не встречались. Поэтому Всевышний передал полномочия толкования Торы мудрецам (Дварим 17; стихи 8 и 9), которые, в свою очередь, выводят новые законы в соответствии с изменением ситуации.
О тех законах и устных пояснениях, которые мы получили напрямую от Моше, споров нет. Они не подлежат оспариванию и изменению. Все более поздние законы, которые выводят мудрецы, строятся и формулируются на основе того, что получено от Моше. Все споры мудрецов, которые мы знаем, относятся именно к тем законам, которые формировались на основе законов, полученных от Моше. Поэтому Устная Тора, постоянно развивающаяся, не могла быть записана.
Но когда настали тяжёлые для еврейского народа времена, начались преследования и угнетение, мудрецы всё меньше и меньше могли свободно заниматься изучением Торы, и это поставило под угрозу всю цепочку передачи Торы. Тогда глава поколения, раби Йеуда а-Наси, пришел к выводу, что пришло время записать основы Устной Торы. Иначе она просто пропадет...
Он обратился к архивным записям разных ешив и к толкованиям мудрецов этих ешив. Те высказывания мудрецов, у которых можно было проследить «родословную», чтобы убедиться в их достоверности, он свел в кодекс, разделив на шесть частей по темам, — в Мишну.
Однако форма изложения законов не была простой, как, например, в конституции или любом другом кодексе законов. Раби Йеуда записал мишнаёт с приведением мнений разных раввинов, которые не были приняты другими раввинами. (Те высказывания мудрецов, которые раби Йеуда не внес в свой кодекс из-за того, что их достоверность невозможно было подтвердить, были записаны в кодексе «наружных мишнаёт» или, как их называют, барайтот).
Мишнаёт составлены в форме обсуждений. Мы, читатели мишнаёт, подобны свидетелям, на глазах которых происходит диспут между мудрецами. Благодаря такой форме записи даже после того, как мишнает были записаны, они не «окаменели». Они не превратились в сухой и неподвижный закон, а остались законом живым и активно обсуждаемым.
И мы видим, что поколение после раби Йеуды продолжило обсуждать мнения, приведенные в мишнаёт, и выводить новые законы. Диспуты среди мудрецов не прекратились, а, наоборот, умножились: открылись новые темы обсуждения, а значит, были открыты новые аспекты понимания Торы. Следующие поколения продолжили уточнять. Углубляясь в споры, изучая их, они выводили новые законы.
Все эти обсуждения были со временем записаны в Талмуде. Талмуд, как и Мишна, составлялся не как обычный кодекс законов. Он также был записан в виде дискуссий и споров. Талмуд можно сравнить с таким современным понятием, как форум. Как на форуме мы следим за обсуждением разных идей, так и при изучении Талмуда. Талмуд открывает нам окно в историю, и мы можем наблюдать за процессом рождения разных идей и за тем, как из них рождаются законы.
Талмуд не нарушил традицию Устной Торы, а, наоборот, дал возможность продолжить её. Мы видим, как следующие поколения, уже после того, как Талмуд был записан, продолжили его обсуждать и изучать. Его изучение и в наши дни проходит в очень активной форме. И в ешивах прилагают огромные усилия для постижения его глубин.
С уважением, Даниэль Маршальский
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Натан Агрес
Или она была переведена на человеческий язык?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Должен ли я записать всю Тору для евреев?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону