Из цикла «Эссе о благодеянии», темы: Доброта, Желание, Связь с Творцом, Элиягу Деслер, Материальные блага, Любовь к ближнему
Теперь давайте разберём тему амбиций глубже.
Голод ‒ это признак недостатка. Когда в теле здорового человека или животного возникает дефицит питания, оно ощущает чувство голода. И это относится ко всем стремлениям: мы стремимся к тому, чего нам не хватает.
Из этого следует: стремление — это притягивающая сила. Человек стремится «притянуть» к себе то, что поможет ему восполнить недостающее.
А сытый — это тот, чей недостаток уже восполнен. Как мы уже объяснили в предыдущих главах, амбиция — это желание приобретать. Его источник — склонность к стяжательству. Желание приобретать невозможно удовлетворить, так как оно проистекает из недостатка, который невозможно восполнить.
Совсем иначе обстоит дело с альтруизмом, желанием отдавать. Это не «притягивающая» сила, ибо проистекает она не из недостатка, а, наоборот, из цельности.
Объясним.
Человек, для которого материальное благополучие имеет второстепенное значение, который доволен тем, что у него есть, который довольствуется необходимым ‒ именно его благословил Вс-вышний, сказав (Дворим 6:11, 8:10, 11:15): «ты поешь и насытишься». Творец дал ему великий дар — возможность быть цельным, не ощущать недостатка ни в чём. Именно для этого он и был создан.
Сказали мудрецы Мишны (в трактате Пиркей Овойс гл. 4, мишна 1): «Кто богат? Тот, кто доволен долей своей.» В своей великой мудрости, мудрецы изучили природу человека, и пришли к такому выводу: совершенный человек, или тот, кто стремится к совершенству, не испытывает чувство постоянного голода. Он доволен тем, что у него есть, удовлетворён. Он не стремится к накоплению материальных ценностей. Именно такого человека можно назвать истинно богатым. Все остальные, те, кто вечно преследует материальное ‒ несовершенны, несчастны, голодны, бедны.
Желание поделиться, отдать свойственно только тому, кто доволен своей долей. Именно доволен ‒ а не просто удовлетворён. Он, и только он, подобен полноводной реке, которая стремится напоить всех нуждающихся. Разве ты не замечал, дорогой читатель, что у счастливых людей есть интересное свойство? Чем они более счастливы, тем сильнее жаждут поделиться своей радостью с другими.
Теперь нам стало очевидно, что альтруист — это человек живущий духовным. Во всём, что с ним происходит, он видит высшую направляющую силу. В каждом событии, как в большом, так и в маленьком, он видит доброту Творца. Он постоянно чувствует безграничную милость Вс-вышнего по отношению ко всему творению Его. Конечно, человек, который живёт с таким чувством, постоянно счастлив. Тот, кто ощущает, что его постоянно осыпают дорогими подарками, всегда доволен.
Из этого чувства постоянной радости, возникает желание делиться с другими, возникает любовь к окружающим, стремление принять участие в жизни ближних. В отличие от тяги к материальному, стремление к добру не возникает на почве чувства нужды, недостатка. Оно возникает из ощущения близости к Вс-вышнему.
Конечно, постоянное счастье и постоянное желание дать другим ‒ это удел больших праведников, которые служат Вс-вышнему из любви к Нему.
Мудрецы Талмуда уже объяснили нам этот факт, когда сказали (трактат Брохос стр. 8а, основывается на Тегилим 128): «живущий стараниями рук своих более велик, что тот, кто боится небес». «Живущий стараниями рук своих» ‒ это тот, кто всегда хочет отдать больше, чем взял. (т.е., тот, кто никогда ничего не берёт бесплатно, соответственно, всё, что он получает — это плод или оплата его трудов — прим. переводчика) Это человек, который овладел способностью всегда выступать в роли дающего, т.е., человек достигший уровня служения Вс-вышнему, описанному в этой главе. Постоянная близость ко Вс-вышнему, и ощущение, что Творец осыпает его дарами Своими — это более высокий уровень, чем страх перед Небесами. (Таким образом, мы ответили на вопрос, который оставили открытым в конце 3-ей главы.)
Почему это более высокий уровень? По тому, что наш праведник испытывает постоянную любовь ко Вс-вышнему, а это более высокий уровень, чем страх перед Ним.
Теперь нам предстоит разобрать такие понятия как «жалость к ближнему» и «участие в трудностях, которые испытывают другие». Конечно, эти чувства присущи лучшим из людей. Есть такие, которые испытывают жалость к другим. Есть такие, которые переживают из-за неприятностей, которые происходят с ближними, причём не меньше, чем те, с кем эти неприятности происходят. Если такому человеку удаётся решить проблему, которая возникла у соседа, помочь ему выйти из сложной жизненной ситуации, он испытывает огромную радость. Его просто переполняет чувство колоссального удовлетворения. Вопрос заключается вот в чём. Разве это не то же самое, что происходит с голодным? Ведь голодный тоже страдает из-за недостатка, а потом радуется его восполнению! Тогда чем наш праведник отличается от стяжателей, о которых шла речь раньше? Об этом — в следующей главе (С Б-жьей помощью)!
Печатается с разрешения переводчика р. Берла Набутовского и фонда «Беерот Ицхак»
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»