Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, духовный лидер еврейских общин Германии. Родился на юго-западе Германии, в городе Карлсруэ, где его отец возглавлял ешиву.

Раби Яаков бар Аарон Этлингер (Арух лаНер; 5558-5632 /1798-1872/ гг.) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, духовный лидер еврейских общин Германии.

Родился на юго-западе Германии, в городе Карлсруэ, где его отец возглавлял ешиву.

Изучал Тору у отца, а затем у главного раввина города р. Ашера, сына и ближайшего ученика р. Арье-Лейба Гинзбурга (Шаагат Арье). В течение трех лет он учился в баварском городе Вюрцбурге у р. Авраама Бинга, одного из ближайших учеников знаменитого кабалиста и праведника р. Натана Адлера.

Р. Этлингер служил Всевышнему с великим усердием: в полночь он произносил Тикун хацот — скорбную молитву, посвященную разрушению Храма. Около двух ночи он шел отдохнуть, но еще до рассвета вставал на утреннюю молитву, а затем, облаченный в талит и тфилин, занимался Торой, не прерываясь до тех пор, пока день не начинал клониться к закату. Скрывшись от посторонних глаз, он изучал сокровенные книги кабалы и постепенно приобрел выдающиеся познания в этой области (Гдолей адорот).

В 5586 /1826/ году, в возрасте двадцати восьми лет, р. Этлингер стал главой раввинского суда в г. Мангейме и основал там ешиву. Его учеником в этот период был р. Шимшон Гирш, ставший духовным лидером следующего поколения евреев Германии.

Спустя десять лет, в 5596 /1836/ году, р. Этлингер возглавил крупную общину г. Альтоны, расположенного возле Гамбурга, и стал главным раввином северогерманской земли Шлезвиг-Гольштейн. В Альтоне он возобновил работу своей ешивы, из которой вышло большинство ортодоксальных раввинов нового поколения.

Р. Этлингер был одним из ведущих алахических авторитетов — из многих общин Европы к нему обращались за решением спорных вопросов. Его многочисленные респонсы объединены в сборник Биньян Цион («Восстановление Сиона»).

На протяжении многих десятилетий р. Этлингер возглавлял борьбу раввинов Европы, пытавшихся приостановить распространение реформизма.

В 5604 /1844/ году состоялся учредительный съезд «реформаторов веры», на котором было объявлено, что они более не считают себя связанными «устаревшими» законами Талмуда и кодекса Шульхан Арух. Вскоре реформисты перешли от смелых деклараций к делам: в 5609 /1849/ году «раввин» берлинского реформистского «храма» Самуэль Холдхейм перенес праздничную службу с шабата на воскресенье; мужчины находились в его «храме» в одном помещении с женщинами — без талита и без кипы. Другой лидер реформистов, «раввин» из Бреслау Авраам Гейгер (5570-5634 /1810-1874/ гг.), в своих произведениях опровергал Б-жественное происхождение Торы, ратовал за отмену обрезания и высмеивал еврейские законы кошерной пищи. В новом молитвеннике, выпущенном им в 5614 /1854/ году, исключены любые упоминания о возрождении еврейского государства на Святой Земле и о восстановлении Храма в Йерушалаиме. Реформаторы называли себя «немцами Моисеева закона» — и акцент в этом определении ставился именно на первое слово.

В 5605 /1845/ году р. Яаков Этлингер основал еженедельник Шомер Цион анээман («Верный страж Сиона») — первое периодическое издание, призванное противостоять влиянию вероотступников. Вокруг этого органа объединились ведущие знатоки Торы со всей Германии.

В течение тридцати шести лет, пока р. Этлингер возглавлял общину Альтоны, этот город оставался на севере Германии единственным островком, свободным от присутствия реформистов (Гдолей адорот).

Он создал ряд значительных сочинений. Его комментарии на Пятикнижие и на Пасхальную Агаду вошли в книгу Минхат ани («Приношение бедняка»). В книге Арух лаНер («Установленная свеча») представлены его хидушим (аналитические заметки) на несколько трактатов Талмуда: Сукка, Йевамот, Макот, Критот и Нида. В этой книге автор включился в дискуссию, начатую за семь веков до него: он отстаивал концепции Раши от критических нападок тосафистов — комментаторов последующих поколений.

Р. Яаков Этлингер умер в Альтоне в 5632 /1872/ году, в ночь, когда зажигали первую свечу Хануки.

С разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?