Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель и хасидский наставник. Родился в галицийском городе Тарногруде — в южной части Польши, отошедшей при разделе страны к Австро-Венгрии.

Раби Хаим бар Арье-Лейб Хальберштам (р. Хаим из Цанза, Диврей Хаим; 5557-5636 /1797-1876/ гг.) — выдающийся законоучитель и хасидский наставник.

Родился в галицийском городе Тарногруде — в южной части Польши, отошедшей при разделе страны к Австро-Венгрии.

Впоследствии р. Хаим вспоминал, что в четыре года он, наблюдая за учениями солдат, обратил внимание на то, как старательно солдаты выполняют каждый приказ своих командиров. Мальчик подумал: если даже солдаты всеми силами стремятся выполнить приказ офицеров, то тем более и мы, евреи, составляющие воинство Владыки владык, обязаны всеми силами выполнять приказы Всевышнего — а для этого их необходимо хорошо знать. В тот же день мальчик взялся изучать «Книгу заповедей», составленную Рамбамом — и запомнил всю ее наизусть (Маасей авотейну, Экев).

Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего раввинский суд в Тарногруде. Прославился под именем «илуй (вундеркинд) из Тарногруда».

Учился у целого ряда хасидских наставников — в том числе, у знаменитого кабалиста р. Цви-Гирша из Жидичева, старшего брата р. Сендера из Комарно, а также у р. Сар-Шалома Рокеаха, основателя хасидского «двора» в галицийском городе Белзе.

По завершении периода ученичества возглавлял общину местечка Родник. В 5590 /1830/ году он стал раввином галицийского городка Цанза (Санца), а спустя год возглавил в Цанзе новый хасидский «двор».

Р. Хаим прославился своей благотворительной деятельностью: он отдавал все свои деньги бедным, а когда кошелек пустел, занимал новую сумму, закладывая субботний подсвечник или кубок для кидуша, а порой и свою подушку и одеяло. Поток нуждающихся не пресекался в течение всего дня, и к ночи р. Хаима неизменно оставался без гроша — все годы он жил в крайней бедности.

Когда ему указывали на то, что мудрецы Талмуда запретили тратить на благотворительные нужды больше пятой части своих доходов, р. Хаим объяснял: этот запрет относится лишь к тому, кто выполняет заповедь цдаки, — но тому, кто хочет искупить свои грехи и спасти душу, никакого предела не поставлено (Кдушат Цион, Ваеце).

Если денег взять было решительно неоткуда, р. Хаим изыскивал иные способы помощи беднякам. Однажды в канун шабата, после полудня, к нему пришла бедная торговка яблоками: со слезами на глазах она рассказала, что весь день простояла со своей корзиной на базарной площади и все же не сумела продать ни одного яблока — и теперь ей не на что купить еду для шабата. «Пойдем со мной!» — позвал р. Хаим. Взяв корзину из ее рук, р. Хаим стремительно направился на базар и стал выкрикивать во весь голос: «Яблоки на шабат! Евреи, яблоки на шабат!». Начался ажиотаж — каждый почитал за честь для себя купить хотя бы одно яблоко из рук праведника. В минуту корзина опустела, р. Хаим передал деньги женщине и сказал: «Вот твоя выручка! Поспеши приготовить все необходимое для шабата!» (Гдолей адорот).

С каждым годом все больше хасидов приходило в Цанз за советом и благословением — и все приносимые ими пидьёнот (денежные дары) р. Хаим в тот же день распределял среди неимущих. Ежедневно через его руки проходили огромные суммы: на эти деньги р. Хаим выдавал замуж бедных невест, содержал сирот, поддерживал сотни бедных семей.

Рассказывают, что однажды младшая дочь попросила у него денег на новые ботинки — вместо старых, порвавшихся, но р. Хаим ей отказал. Спустя некоторое время к нему с такой же просьбой пришла дочка бедного меламеда. Р. Хаим немедленно дал ей деньги и наказал купить самые лучшие ботинки. Один из его учеников набрался смелости и спросил: «Объясните, наставник, чем Ваша дочь хуже других девушек?» Р. Хаим сказал: «Дочь раввина и в рванных ботинках будет пользоваться уважением, а вот если дочь бедняка-меламеда будет ходить в рваных ботинках, ею станут пренебрегать» (Гдолей адорот).

Р. Хаим с благодарностью и любовью принимал все, что приносила ему жизнь, и даже самые страшные беды — потому что понимал, что единственным источником всего происходящего является Творец мира.

Рассказывается, что, когда в канун шабата умерла его замужняя дочь, оставив нескольких малолетних сирот, р. Хаим встречал шабат с той же радостью, как обычно. В этот день он рассказал своим ученикам притчу: «Когда человека, идущего по улице, кто-то неожиданно хлопает по спине, — он, как правило, оборачивается. Если он видит, что его ударил неизвестный чужой человек, он начинает гневаться и кричать. Но если его хлопнул по спине близкий друг, он радостно здоровается с ним и обнимает его — и даже если тот крепко ударил его по спине. Меня ударил мой Друг! Мой самый лучший Друг!» (там же).

Искренняя и глубокая молитва накрепко связывала его с Всевышним.

Однажды ему рассказали о том, что знаменитый законоучитель р. Мешулам Игра был вынужден во время молитвы больно кусать свою руку — иначе он никак не мог отвлечься от головоломных размышлений по поводу Торы, целиком захватывающих его сознание. «Благодарение Всевышнему, — отреагировал р. Хаим, — когда я встаю на молитву, я вообще забываю, что в мире есть Тора» (там же).

Р. Хаим пользовался высочайшим авторитетом законоучителя — как в среде хасидов, так и в среде миснагдим (противников хасидизма).

Его многочисленные респонсы собраны в книгу Диврей Хаим («Живые речения»).

Под таким же названием, Диврей Хаим, вышли в свет его толкования Пятикнижия.

Его книги выдержали много изданий и очень широко изучаются.

Р. Хаим из Цанза умер двадцать пятого ниссана 5636 /1876/ года.

Во главе хасидского «двора» в Цанзе его сменил сын и ученик р. Аарон Хальберштам (5586-5666 /1826-1906/ гг.). Пятеро других сыновей р. Хаима также стали авторитетными руководителями хасидских общин.

С разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?