Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не все евреи откликнулись на призыв вернуться на родину. Оставшиеся жили не только в Вавилонии, но и в других царствах, входящих в персидскую империю, в том числе в столице Персии — городе Шушане

Жизнь народа в изгнании

Как уже говорилось, не все евреи откликнулись на призыв вернуться на родину. Оставшиеся жили не только в Вавилонии, но и в других царствах, входящих в персидскую империю, в том числе в столице Персии — городе Шушане (Сузах).

Падение Вавилона положительно сказалось на тех, кто, забыв свою религию, потянулся к чужим богам. Теперь многие из покоренных персами вавилонян утратили интерес к вавилонским идолам, и самые слабые из евреев также начали проявлять интерес к религии победителей.

Персы были терпимы к чужим религиям. Хотя, в отличие от вавилонян, они не преклонялись перед истуканами из золота и серебра, они все же не смогли постичь Единства Творения. По представлениям персов в мире происходит постоянная борьба между добром и злом. Бога света и добра звали Хормуз, а бога тьмы и зла — Ахриман.

В пророчестве Иешаяу, сделанном за несколько столетий до возникновения империи Кореша, высказано опасение, что религия персов привлечет к себе евреев, слабых духом, и они предадут забвению духовные ценности своего народа. Поэтому он учил евреев не забывать религию предков и свято верить в Единство Б-га, который создает свет и тень, добро и зло. И даже то, что кажется человеку злом, тоже происходит по воле Всевышнего и не осознается как добро лишь в силу человеческого несовершенства. Слова пророка спасли народ Израиля от растворения в персидской среде и укрепили его веру в Единого Б-га. Евреи соблюдали все Его заповеди даже тогда, когда рассеялись по всему персидскому царству, которое в то время на востоке граничило с Индией, а на западе — с Эфиопией. Народ, рассеянный на этом безграничном пространстве, свято верил в Тору.

Судьба евреев в Персии, как всегда в галуте, зависела от отношения к ним правителя и местных министров, и опасность физического истребления постоянно угрожала еврейскому народу. Если правитель выделял кого-либо из евреев и возвеличивал его над своими прислужниками, те люто ненавидели его и делали все, чтобы не только сбросить его, но и уничтожить физически.

Даниэль во рву со львами

Так случилось с Даниэлем, которого индийский царь Дарий удостоил особой милости, возвеличив его над своими советниками и министрами. Прислужники царя оклеветали Даниэля, и тот был брошен в ров со львами. Произошло чудо, и хищники не тронули Даниэля. А когда заговор раскрылся, царь приказал бросить клеветников вместе с их женами и детьми в тот же ров. Не успели они достичь дна, как львы растерзали их. Дарий, увидевший в этом несомненный знак Небес, приказал всем народам, проживающим в его империи, почитать Б-га, которому молился Даниэль, потому что это Б-г живой, который будет править миром вечно и которому подвластны и небо, и земля. Даниэлю оказывались самые высокие почести и во время правления Дария, и в пору царствования персидского повелителя Кореша.

Чудо Пурима

Во времена царя Ахашвероша, правившего Персией после Камбиза, над евреями империи нависла смертельная опасность. Советник царя Аман — потомок Амалека, заклятого врага Израиля, — задумал истребить всех евреев Персии.

Ахашверош приказал всем своим подданным кланяться Аману. Но еврей Мордехай — Б-гобоязненный и ученый — не захотел преклонить пред ним колена. Разгневанный поведением Мордехая, Аман добился издания указа об уничтожении евреев. Аман распространил этот указ по всем странам, входящим в персидскую империю. В указе говорилось, что в один день, 13 адара, следует уничтожить всех евреев. Узнав страшную новость, евреи объявили трехдневный пост и молили Всевышнего о спасении. Г-сподь услышал молитвы своего народа и спас евреев от гибели. В этом чудесном спасении особенно велика роль Эстер — прекрасной и смелой царицы, жены Ахашвероша. События тех дней подробно изложены в книге Эстер.

В память об этом чудесном спасении Мордехай, Эстер и еврейские мудрецы установили дни Пурима — 14 и 15 адара, как дни праздничного застолья, подарков бедным и посылания друг другу еды.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.