Из цикла «Всего одно слово — Амен», темы: Амен, Всего одно слово, Благословения, Раби Хаим из Воложина
В Гемаре говорится: «גדול העונה אמן יותר מן המברך — Отвечающий Амен более велик, чем произносящий благословение» (Брахот 53б). На первый взгляд, это высказывание мудрецов вызывает изумление. Как может тот, кто произносит одно короткое слово, удостоиться за это большего величия, чем тот, кто благословляет Всевышнего?
Чтобы ответить на такой непростой вопрос, приведем следующее сравнение. Слуга короля горячо прославляет его перед большим собранием людей. Если никто не отзовется на прославление, то для короля это — великий позор! Это означает, что ни один из его подданных не согласен с восхвалением, высказанным в его адрес. И наоборот, если хвалебные слова будут встречены воодушевленными рукоплесканиями и искренними криками «Да здравствует король!», это станет подтверждением его величия и докажет, что король достоин подобных почестей.
Вот почему мы произносим Амен после благословения. Амен дополняет благословение, подтверждая только что произнесенное прославление. Этим словом мы подчеркиваем, что только Ашем действительно достоин подлинного величия.
Наши мудрецы также сравнивают Амен, произносимый после благословения, с королевской печатью, которая ставиться под его указом. Без этой печати указ не полон и лишен силы. Когда благословение не сопровождается словом Амен, ему недостает завершенности.
Рав Реувен-Зелиг Бенгис, глава раввинского суда Иерусалима, в юности учился в знаменитой Воложинской ешиве. Он рассказывал следующую историю:
Р. Хаим Воложинер взял себе за непреложное правило произносить благословения только в присутствии других людей, чтобы кто-нибудь мог ответить ему Амен. Однажды глубокой ночью р. Хаим был погружен в изучение Торы. Вдруг он ощутил жажду и протянул руку к стакану с водой. Но, быстро спохватившись, он отдернул руку и решил дожидаться появления кого-нибудь, кто мог бы ответить Амен.
Его жажда все усиливалась, но он продолжал учиться.
Внезапно послышался слабый стук в дверь. Открыв ее, р. Хаим увидел одного из своих учеников. «Ребе, — сказал тот, — я не могу уснуть. Я натолкнулся на трудное место в Гемаре и хотел бы обсудить его с Вами».
Теперь р. Хаим, наконец, мог выпить воды! Он произнес благословение Ше-а-коль нийе би-дворо, и его ученик ответил Амен.
На следующее утро р. Хаим поблагодарил ученика за то, что он пришел к нему ночью. Молодой человек непонимающе взглянул на него. «Но, Ребе, я не приходил к вам этой ночью», — сказал он.
Как видно, ночной гость был ангелом с Небес! Р. Хаим так сильно желал произнести совершенное благословение, «запечатанное» словом Амен, что Всевышний послал к нему ангела, чтобы избавить его от жажды.
Прекрасным завершением этого рассказа о р. Хаиме Воложинере может стать комментарий, который дает р. Шмелке из Никольсбурга к одному из пиютов праздника Рош ашана. В утренней молитве Рош ашана — когда этот праздник приходится на шабат — содержится следующее провозглашение Единства Б-га: «והוא באחד ומי ישיבנו. נורא וקדוש . ונפשו אותה ויעש — Он единственный (Владыка), и кто возразит Ему? Он возжелал и свершил, грозный и святой».
Р. Шмелке интерпретирует эти слова так: והוא באחד — когда человек один, ומי ישיבנו — кто может ответить Амен на его благословение? ונפשו אותה — его душа желает произнести совершенное благословение Б-гу, ויעש נורא וקדוש — и тогда Он создает святого ангела, который посещает человека специально для того, чтобы ответить ему Амен.
Издательство Пардес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?