Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Безрассудная мысль - просить выездные визы (после того, как за это были депортированы польские, белорусские, галицийские евреи) - захватила умы на сей раз еврейской молодежи России. Никто из верующих не мог объяснить, чем было вызвано такое повальное стремление — было ли оно результатом каких-то размышлений или попросту шагом отчаяния и безысходности угодивших в ловуш­ку людей.

предыдущая глава

Не более полутора месяцев минуло со дня трагичес­кой депортации польских, белорусских, галицийских евреев, и вдруг та же мысль — просить выездные ви­зы — захватила умы на сей раз еврейской молодежи России. Никто из верующих не мог объяснить, чем было вызвано такое повальное стремление — было ли оно результатом каких-то размышлений или попросту шагом отчаяния и безысходности угодивших в ловуш­ку людей.

Вначале желание покинуть Советский Союз вырази­ли всего несколько самых отчаянных смельчаков, за­тем их примеру последовали другие. Движение за отъ­езд нарастало, словно катящийся снежный ком, и вскоре стало массовым. Люди осаждали комиссариат внутренних дел, требуя в условиях сталинизма невоз­можного — разрешения покинуть Россию. Подобного рода требования являлись табу и рассматривались как преступление, как заговор против режима.

Что же заставило ученых мужей, людей здравого смысла вступить на путь самоубийства? Ведь только что было получено страшное предупреждение — тыся­чи евреев попали в Сибирь. Теперь оттуда всеми прав­дами и неправдами эти несчастные буквально забра­сывали письмами своих безумных родственников, умо­ляя их не предпринимать столь рискованного шага. Ведь всего лишь высказанная вслух мысль о желании оставить “советский рай” могла навлечь беду не толь­ко на самого человека, но и на всю общину. Так или иначе, предупреждения были благоразумными. Оче­видные факты толкали к четкому и разумному реше­нию: отказаться от сумасшедшей попытки получить выездные визы. Однако невиданная сила, уже раз тол­кнувшая молодежь Торы на опасный путь, управляла мыслями и настроениями людей.

В те роковые дни один из членов такой инициатив­ной группы решил обратиться к знаменитому горалю, “жребию” Виленского Гаона. Как известно, жребий бросают по однотомному Танаху. В критические мо­менты он может дать совет человеку или даже целой общине. Жребий отправляет вопрошающего к опреде­ленному изречению, которое и считается ответом на вопрос — как поступить в той или иной ситуации? Ответ этот, впрочем, должен быть объяснен компетен­тным равом.

Человек, обратившийся к Танаху в столь ответст­венное для евреев время, получил отрывок из Книги Шмот (19:4): “...и Я носил вас как на орлиных кры­льях, и взял Вас к Себе". Какого более ясного и чет­кого указания можно было ожидать, чтобы отпали все сомнения?

Возвращаясь к горалю, “жребию” Виленского Гао­на, надо отметить, что его использование связано с ря­дом условий, не последнее из которых личность воп­рошающего. В данном случае такой личностью был известный в своем кругу рав.

 


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.