Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Раздел Ницавим всегда читается в последнюю субботу перед праздником Рош-Ашана. И это неслучайно: в нем много говорится о раскаянии (на иврите — тшува, возвращение к Всевышнему, исправление своих проступков) и о воздаянии, на основе которого Всевышний судит людей (т.е. о справедливости Его оценки наших дел). В разделе читаем (Дварим 30:2—3): «Вернешься к Всевышнему и будешь слушать Его… И тогда вернет Всевышний твоих изгнанников, сжалившись над тобой. И снова соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя». «Вернешься к Всевышнему» — это и есть тшува. С другой стороны, уже первый стих недельной главы (29:9) прямо намекает на приближение Высшего Суда, который происходит каждый год на Рош-Ашана: «Вы стоите сегодня перед Всевышним…» «Стоите сегодня» наши мудрецы толковали как «стоите перед Его Судом».

Каждую субботу, предшествующую новому месяцу, в синагогах читают специальное благословение на новый месяц. Каждую субботу — кроме той, что предшествует наступлению месяца тишрей. Кроме прочих причин, указывается и такая: чтобы сбить с толку Обвинителя еврейского народа, проще говоря — Сатана, который, узнав от нас, когда наступает Рош-Ашана, День Суда, заранее готовит список всех прегрешений, совершенных нами в течение прошедшего года. Чтобы не дать ему подготовиться, мы не объявляем день прихода праздника и не благословляем его…

Не следует думать, будто Сатан — вполне независимый персонаж бытия, имитирующий черта из сопредельных религий или из сказок нашего детства (что в принципе одно и то же). Эдакий проводник зла, пропахший серой и безобразиями, появляющийся из-под земли и пропадающий туда же — когда ему удается совратить одну-две человеческих души, коих он за собой в преисподнюю и утягивает.

Сатан — персонаж побочный. В реальности, где выступают только Творец, человеческая личность и Тора, ему нет места. Сатан — оппонент человека в его диалоге с Творцом. Проще говоря, под ним понимается все множество плохих дел человека, которые обличают совершившего их, выступая своего рода прокурором — неподкупным, непрощающим, настойчивым. Сатан — это наше стремление к плохому, которое обрело свой голос. До твоего поступка он — совратитель и говорит только с тобой. После поступка — он обличитель и говорит только со Всевышним в час, когда ты стоишь перед Судом. Теперь ему не скажешь: как ты смеешь, не ты ли подбил меня на это? Да, скажет он, я подбил, но ты не должен был меня слушать. Ты должен был побороть плохие желания, выступить как человек, который не находится в рабской зависимости от своих страстей, а умеет управлять ими. Что, собственно говоря, и отличает тебя, человека, от животных. Теперь можно понять смысл старой еврейской поговорки: «Когда преступник проклинает Сатана, (подбившего его на преступление), он проклинает собственную душу».

В Танахе с Сатаном-обвинителем можно познакомиться, открыв самую первую страницу Книги Йова. Там он произносит прокурорскую речь перед Высшем Судьей. Мидраш тоже полон рассказов о его деятельности, но уже, главным образом, соблазнительной, подстрекательской. Это и диалог, который он вел с Авраамом по дороге к месту жертвоприношения Ицхака. Это и объяснение роли Змея, сбившего с праведного пути семью Адама в Ган-Эдене. И последняя роль Сатана — ангел смерти, тот, кто забирает душу человека, подводит итоговую черту под его делами, лишая возможности вымолить прощение, извинить, дать еще один шанс. Он тот, кто убивает. (Мудрецы говорили: «Не змей убивает, а грех».) Исправиться можно только здесь, при жизни. Собственно, жизнь человека состоит из деятельности двух видов, которые переплелись между собой, — из совершения поступков и из исправления проступков. Чтобы показать нам возможность альтернативы — дескать, смотри, есть и хорошая дорога, и плохая (иначе мы уподобимся ангелам, не ведающим о зле), — для этого и приходит Сатан…

Но вернемся к нашему недельному разделу, читаемому в субботу, предшествующую Рош-Ашана. «Вот вы стоите сегодня перед Всевышним». Мы стоим перед Судом, который взвесит все наши заслуги и прегрешения, чтобы вынести приговор на следующий год. Как говорится в махзоре (сборнике молитв) на этот день: «Ты (Всевышний) определяешь — кому жизнь, а кому смерть».

В книге, посвященной жизни рава Шломо Блоха, ученика Хафец-Хаима, приводится одна подлинная история, случившаяся с учеником ешивы в дни Гражданской смуты в России. Молодого еврея поймали казаки в одном местечке и тут же приговорили к смерти за уклонение от службы в Красной армии. Поставили его к стенке, подкатили пулемет, нажали на гашетку — но что-то в ней заело, полчаса провозились с пулеметом, а еврей тем временем убежал. Домой он вернулся совершенно седой.

Выслушал Хафец-Хаим рассказ и воскликнул: «Если перед пулеметом мы седеем от страха, то что должно происходить, когда мы стоим перед Страшным Судом, на котором проверяются все наши поступки и помыслы!»

Закончим пожеланием, которое говорят евреи друг другу в эти дни: «Да будет на счастливый год вам записан и подписан (добрый приговор Суда)».


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?