Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Внимайте, Небеса

Мы приближаемся к концу пятой, последней, книги Торы, полученной пророком Моше на горе Синай. Предпоследняя глава книги уникальна, ибо является не прозаическим текстом, как все остальные главы Священного Писания, а Песней, которую произнес Моше перед народом накануне своей смерти.

Внимайте, небеса, и я буду говорить. Да услышит земля речи моих уст. Польется как дождь мое учение, росой озарится моя речь — мелким дождем на зелень, каплями на траву.

Где и когда Тора говорила таким языком? Насыщенная мощными эпитетами, полная глубоких метафор, Песня тем не менее — не просто остров в бескрайнем море сугубо прозаического, лапидарного текста Торы, полного описаниями законов, исторических событий и дидактики.

Высокий смысл Песни заключается именно в образности, которая несет информационную нагрузку. А информации здесь более чем достаточно.

Разговор идет и о «жестоковыйности» евреев, и о пророческом предвидении Моше, в котором перед ним проходит будущее народа — с бесконечными колебаниями в вере, с грехом увлечения чужими идолами и со всеми следствиями этого греха.

«И сказал (Всевышний): скрою от них Свое лицо, посмотрю, каков будет их конец, ибо они — развращенный род, неверные сыновья. Они досаждали Мне небогом (чудесная характеристика любого идола!), гневили Меня своей суетливостью. Я тоже буду досаждать им ненародом, народом-мерзостью буду гневить их».

И все же Творец, через Своего пророка, возвещает, что не оставлена надежда, что народ Израиля воспрянет, вернется к своему предназначению — быть народом-светочем, народом, который вносит в мир осмысленность, имя которой этика.

Чему можно научиться у евреев? Верности своему пути. Кто воспримет новое учение, призывающее людей жить не по законам силы, а по законам морали? Все человечество. Что ждет самих евреев? Века гонений, лишений и страданий. Во имя чего? Во имя служению своему Творцу. Каков финал? Возрождение всех народов. И еврейского в том числе. Сначала народы воспримут азы норм поведения. В самой простейшей форме: не укради, не убий, почитай родителей, суди справедливо. Затем отвернутся от «измов» — самых опасных идолов, когда-либо правивших людьми (социализм, национализм, расизм и пр.). Люди осознают самую высокую ценность на земле — ценность человеческой жизни.

«Смотрите ныне, — объявляет Всевышний, — Я это Я, и нет бога, кроме Меня. Я умерщвляю и оживляю. Я поражаю и исцеляю, ничто от Моей руки не спасет». Нет никакой другой морали, кроме той, что Я даю. Она неизменна, непреходяща, она абсолютна и вечна. Нет истин малых и относительных. Есть одна истина — Тора.

Верность евреев Торе уникальна в истории. Мы можем по-разному относиться к религии своего народа. Но нельзя не признать, что наш народ проявил и проявляет удивительное свойство не изменяться в своих главных качествах: извечном чувстве требовательности к самим себе, способностью во всем и всегда искать справедливость, быть сострадающими к чужой беде и горю, быть терпимыми. Наш народ по-прежнему мудр — невзирая на все мелкие негативные примеры, которые во множестве накопились у каждого из нас за годы нашей жизни. Но потому мы и можем сказать, что наш народ мудр, ибо знаем, как обидно, когда встречаемся с противоположными примерами.

Сказал Моше: «Положите на сердце все слова, которые я говорю вам теперь… Ибо это не пустое слово для вас. Это ваша жизнь! Благодаря этому продлятся ваши дни в Стране, в которую вы переходите через Иордан, чтобы овладеть ею».

Моше предстояло умереть в тот же день. Но он не мог оставить народ без напутственного слова. Он не пугал — но предупреждал. Все так и произошло, как он сказал. Были и трагедии, и неудачи, и катастрофы. Но народ выжил, остался в конце концов верным своему союзу с Творцом. Мы остались евреями — благодаря своей вере. Мы остались людьми.

Только что закончился центральный день еврейского года, Йом-Кипур. Он представляет собой как бы вершину года, являясь его центральным событием. Ибо время, в котором мы живем (а это и есть еврейский год), полно не внешних событий, а внутренних: мы и есть наше время. И все, что случается с нами внешним образом, — не что иное, как «реакция» мира на наше «внутреннее содержание», на нашу душу, на наши мысли, слова и поступки.

И вот прошло главное действие года. Мы предприняли попытку исправить в самих себе то, что казалось нам подлежащим исправлению. Мы исправились, стали лучше, чище, выше. Теперь — новое событие, вплотную примыкающее к Йом-Кипуру. Веселый праздник Сукот, когда мы живем в шалашах, радуемся жизни, наслаждаемся полнотой бытия. У других народов пикник — случайность, а жизнь в палатке — эпизод бой-скаутского, извините — пионерского, детства. Мы же, будучи уже не детьми, живем в осенних шалашах. И верим, что они не менее надежны, чем каменный дом.

Ибо помощь Всевышнего, повелевшего нам жить в них, надежней любых каменных стен. И это тоже наша мудрость.

В праздником вас, дорогие евреи!


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?