Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

В прошлый раз мы рассказывали о хасидах. Нас спрашивают, кто еще, кроме хасидов, входит в так называемую группу ашкеназских евреев?

Выходцы из европейских общин, в самом деле, представлены не только последователями хасидских течений. Сегодня разговор о «литовских» евреях.

Некогда Литва была общепризнанным центром Торы. О Вильнюсе, наполовину еврейском городе, так и говорили — Йерушалаим де-Лита, литовский Иерусалим. В Литве располагались ешивы, куда стекались молодые люди со всех концов мира. В них преподавали ученики великого Виленского Гаона, среди которых самым знаменитым являлся раби Хаим из Воложина (1749—1821), основатель центральной Воложинской ешивы.

Назовем еще нескольких мудрецов и учителей, подвижников Торы: раби Нафтали Цви Йеуда Берлин (Анецив), раби Исраэль Салантер, раби Йосеф Дов Соловейчик, (автор глубочайшего труда «Бейт Алеви»), раби Хаим Соловейчик, раби Исраэль Меир Акоэн (Хафец-Хаим), рав Эльханан Вассерман… Здесь нет места привести имена всех выдающихся мудрецов из Литвы, как нет места назвать все знаменитые литовские ешивы прошлого века, где учили Тору наши учителя. Упомянем только Мир, Слободку, Поневеж, Тельц, Радин…

Ешивы «литовского направления» стоят ныне в Бней-Браке, Иерусалиме, Бруклине, Манчестере, Москве… По всему Израилю и по всему миру. В них учатся тысячи и тысячи людей, причем не только «литовцы». Так, для молодых людей из бывшего Союза открыты двери иерусалимских ешив: «Швут Ами», «Ор Самеах» и др.

Существует еще две большие «ветви» ашкеназских евреев — выходцев из Германии и Венгрии. О них поговорим в другой раз.

Печатается по материалам газеты «Исток»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?