Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И призвал Моше Г-сподь» и повелел ему передать народу законы жертвоприношений, которые являются частью служения Б-гу. Глава называет пять видов «частных» жертв, от отдельного человека: ола, минха, шламим, хатат, ашам — и один вид «общественной» жертвы (хатат), приносимой от имени всей общины. Нынешняя суббота предшествует празднику Пурим, поэтому после чтения недельной главы Торы в синагогах читают отрывок «Захор» из «Дварим», пятой книги Пятикнижия: «Помни (захор), что сделал тебе Амалек…» Слушать этот отрывок (парашат Захор) – заповедь из Торы. Поэтому даже те евреи, у которых нет возможности молиться в миньяне, должны в эту субботу такую возможность найти.

Храмовые жертвы приносятся тремя видами животных, разумеется, кашерных: быком, бараном и козлом. Поскольку виды кашерных животных этим не исчерпываются (их существует десять), возникает вопрос: почему только тремя и почему именно этими?

Мидраш объясняет это стремлением Всевышнего не утруждать евреев чрезмерно. Всевышний говорит народу: эти три вида животных находятся в ваших владениях. Я не обременил вас восхождением на горы, погоней за животными в лесах, поисками в полях и на равнинах…

Афтарой к главе «Ваикра» является отрывок из книги пророка Иешаяу (43:21—44:23). С темой главы афтара связана упреком в пренебрежении законами жертвоприношений. Этот упрек пророк Иешаяу обращает к евреям, пережившим разрушение Первого Храма и угнанным в Вавилон. Б-г говорит евреям через пророка: «Не Меня призывал ты, Яаков, тяготился ты Мной, Исраэль» (Иешаяу, 43:22).

В связи с этим отрывком Магид из Дубно приводит такой пример.

Торговец бриллиантами регулярно ездил на ярмарку и останавливался на постоялом дворе. С собой у него всегда был чемодан с драгоценными камнями, упакованными в вату. Купец просил слугу вынуть чемодан из коляски и отнести на второй этаж и платил за услугу несколько копеек. Но однажды слуга выразил недовольство такой платой. «Дай хоть полтинник, — сказал он, — чемодан очень тяжелый. Я едва его втащил, на каждой ступеньке останавливался». Услышав это, купец потерял сознание.

Когда купца привели в себя, то спросили: «Ну что для тебя полтинник? Было бы чего пугаться!» «Не просьба меня испугала, — отвечал купец, — а то, что чемодан тяжелый. У меня чемодан легкий! Значит, мой подменили. Или вынули бриллианты и положили камни».

Если служение Всевышнему оказалось тягостным для Израиля, если Всевышний «надоел» Израилю и «утомил» его, делает вывод Магид, значит, это было не то служение, которого Всевышний желает от евреев. «Не утруждал Я тебя… и не отягощал Я тебя…» (Иешаяу, 43:23), говорит Всевышний, Мое служение легко.

Что это значит? Что значит «легкое служение»?

Представим себе, что кто-то зарабатывает на жизнь переноской тяжелых ящиков. Понятно, что работа надоедает ему и что он устает от нее. А теперь представим себе тринадцатилетнего мальчика, получившего в подарок на бар-мицву много хороших книг. Он складывает их в коробки и несет домой.

– Тебе, наверно, тяжело, — говорят ему.

— Да ну, — скорее всего улыбнется мальчик. — Дай Б-г побольше!

Ощущение духовных приобретений дает человеку новые силы. Это одна сторона вопроса. А другая заключается в том, что Тора сообразуется с возможностями человека и не налагает запретов на естественные для человека вещи. Она устанавливает рамки, вводит границы, но не лишает человека того, что необходимо его природе: запрещает не мясо, но виды мяса, не физическую близость мужчины и женщины, а близость, не освященную браком и законами семейной чистоты, и т.д. В отличие от, скажем, полного запрета на вино у мусульман или запрета семейной жизни для католических священников.

Б-г создал Тору и создал человека так, что они соответствуют друг другу. Заповеди Торы учитывают силы и возможности человека. А их соблюдение дает человеку новые силы.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.