Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Любящий милосердие получает от него большое наслаждение и изо всех сил старается, чтобы его результатом стало совершенное деяние, осуществленное с желанием души, чистое от всякого следа чуждых и посторонних намерений.

[1]«Ведь в сиянии лика Твоего, Г-сподь, Б-г наш, Ты даровал нам Тору жизни и любовь к милосердию…» (Молитва «Шмоне Эсре»).

Любовь к милосердию — драгоценный дар Всевышнего избранному Им народу — Израилю. Он укоренил ее в наших сердцах, даровал нам радость от деяний добра и постоянное стремление к истине. Эти прекрасные качества души отличают нас от других народов. Мы совершаем добрые дела не только потому, что их предписывает Тора подобно заповедям цицит и тфилин, и не только из-за того, что любим людей и хотим видеть их счастливыми.

Все это могло бы быть достаточными причинами, побуждающими нас к оказанию милосердия тем, кого мы любим, чтобы радоваться, когда они обретают недостающее. Ведь народ Израиля творит милосердие по внутренней душевной склонности — из любви к добрым делам. Еврей получает огромное удовольствие, распространяя в мире добро, исправляя искаженное и создавая истинное, превращая бедность в богатство и несчастного в счастливого.

Еврей любит милосердие так же, как мудрость, и заботится даже о незнакомых ему, порой заурядных людях, поскольку для него оказание добра — величайшее наслаждение, к которому он стремится. И чем больше он сможет проявить милосердие, тем сильнее будет его радость и желание совершать и совершенствовать свои добрые дела, пока в это не будут вовлечены вся его душа и сердце. Он внимательно следит за тем, чтобы его поступки были цельными и чистыми от любого загрязнения. И, проявляя милосердие к ближнему, он старается, чтобы у принимающего не возникло неприятного чувства оттого, что он получает дар от человека из плоти и крови, — ведь это его печалит, угнетает и уменьшает его радость, и такое милосердие не является совершенным.

Необходимо всячески скрывать свои добрые дела, чтобы получающий не видел руки дающего и его удовольствие не омрачилось даже малейшим страданием. И тогда милосердие окажется цельным, что дарует самую большую награду оказавшему его. А это возможно, только если позаботиться о ближнем незаметно, чтобы тот вообще не знал, от кого пришла помощь, и ему казалось, что со всеми трудностями он справился своими силами.

И это не единственная причина остерегаться, чтобы к удовольствию не примешалось страдание. Даже если удается исполнить свой долг по отношению к ближнему наилучшим образом, сокрыв содеянное от его глаз, все же необходимо быть осмотрительным в том, чтобы добрые дела были чисты от всяческих загрязнений и не запятнаны чуждыми намерениями и мыслями, желанием известности и славы. Ведь недостойная мотивация и неискренность обесценивают милосердие, лишая его красоты и великолепия.

Любящий милосердие получает от него большое наслаждение и изо всех сил старается, чтобы его результатом стало совершенное деяние, осуществленное с желанием души, чистое от всякого следа чуждых и посторонних намерений. Изо дня в день, от поступка к поступку человеку следует думать о том, как украсить свое милосердие, добавить ему великолепия… Непреодолимо должно быть стремление к совершенному милосердию, проистекающему из глубин еврейской души! Поэтому мы видим, что евреи, даже отдалившиеся от святой Торы, все же остаются щедрыми людьми. Они творят милосердие в скромности, скрыто и мудро, чтобы никому не были известны их деяния.

Любовь к милосердию, источником которой является еврейская душа, не ограничивается соображениями, связанными с временной жизнью в этом мире, восполнением того, чего не хватает другим в области материального, и обеспечением их жизненных потребностей. Когда еврей помогает ближнему в материальных делах, усиливается его желание даровать людям вечное и непреходящее духовное благо, поддержать жизнь их душ, научить пониманию, приблизить к постижению Б-га, ибо в этом — весь человек. Ведь объект милосердия — это не только физическое тело. В первую очередь добро должно укреплять дух и душу.

Мудрецы Талмуда пояснили это в притче о царской дочери: «Даже если ты преподнесешь ей все, что только есть в мире, — для нее это ничего не значит, потому что она — дочь царя. То же самое и душа: если ты предоставишь ей любые царские почести и наслаждения, для нее они не будут иметь никакой цены, потому что ее источник — в высших мирах»[2]. Все изыски и наслаждения нижнего мира в ее глазах — ничто. А что доставит ей истинное удовольствие? — Только духовное возвышение. И ради этого любящий милосердие старается поделиться с другими знанием Б-га и трепетом перед Небесами, дабы раскрылись их глаза, и они увидели истину. Еврей учит товарища Торе, поскольку единственный истинный голод — это стремление к Б-жественному Знанию. Он старается помочь ближнему обрести заслугу исполнения заповеди, ибо настоящая нагота — это отсутствие одеяния заповедей. Поэтому главное милосердие — духовное, ведь оно сохраняется навечно. Именно такое совершенное милосердие мы находим в деяниях нашего праотца Авраама. Он разбил шатер в Беэр Шеве, встречал, кормил и поил путников, удовлетворял все их нужды, не делая между ними никаких различий. Этим странникам, которые оставили свои дома и вышли в дорогу, не хватало привычного благоденствия и покоя, а в шатре нашего праотца они получали больше всяческих благ, чем дома. Но Авраам не ограничивался только таким милосердием. Когда они вкушали от его щедрости, им недоставало самого главного: они не знали себя, не постигли высочайшей ценности своей души, наслаждались благами этого мира, не задумываясь о существовании его Творца. Разве такое удовольствие может быть полным?

Если люди не понимают главного, они подобны животным. А раз так, то благодетель все еще не оказал им истинного милосердия, в котором они действительно нуждаются. Поэтому Авраам прилагал все усилия, дабы открыть им, что Всевышний сотворил мир и управляет им, рассказать, как велика значимость человека, созданного для наслаждения сиянием Б-жественного присутствия и созерцания великолепия Всевышнего. Этому он их обучал, и те, кто прежде были подобны животным, становились людьми глубочайшей мудрости, и об этом сказано: «…и души, которые сделали в Харане…»[3]

Таким было милосердие Авраама: он не только одаривал людей материальными благами, но и помогал им взойти на высочайшие ступени понимания, спасая их от падения в Преисподнюю. Это — суть истинного милосердия, к которому должны стремиться потомки Авраама: творить добро, подобное его милосердию, радоваться своим деяниям и одаривать людей благом во имя их вечного счастья.

Такая любовь к милосердию — это дар Всевышнего Его народу Израилю.


[1] Это выступление Сабы из Слободки издали рав Айзик Шер, благословенной памяти, и рав Авраам Гродзенский, да отомстит Всевышний за его кровь, в «Ор Ацефен».

[2] Мидраш Рабба, Коэлет, гл. 6.

[3] Берешит 12:5.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.