Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История побега р. Моше Виндиша и приход к вере в ГУЛАГе

Ушел мой давний друг рав Моше Виндиш.

Мы познакомились с ним больше сорока лет тому назад. Как-то после урока рава Ицхака Зильбера я спросил его о его пути тшувы, раскаяния. И он рассказал, что ему было 6 лет, когда умерла его мать. Его забрали в советский детдом.

Не знаю, когда появилось у него эта мысль — сбежать из Советского Союза. Но в армии он специально записался в военно-морской флот, думая, что, может быть, представится такая возможность. И это — на пике холодной войны между Америкой и Советским Союзом, в 67-ом году.

В Средиземном море недалеко друг от друга стояли Шестой американский флот и советские военные корабли. И тогда Миша (так его тогда звали) решил, что наступил его звездный час. Ночью он взял комсомольский билет и засунул в плавки. И тихо, чтобы никто не услышал, спустился с корабля в воду.

Но к его неудаче ветер дул в противоположную сторону, и ему пришлось плыть против течения. И через час его настигла погоня. Еще через 20 минут он уже стоял перед замполитом корабля.

За переход границы Советского Союза — когда он оказался в Средиземном море — ему грозил расстрел, это расценивалось как преступление против Советской власти. Но в тяжелых ситуациях Творец помогает Своим детям.

Мише в голову пришла блестящая мысль: он сказал замполиту, что плыл в Грецию прямо так — в плавках, но с комсомольским билетом, — чтобы спасти из тюрьмы греческого коммуниста Манолиса Глезоса. Все советские газеты рассказывали о трагической судьбе этого борца за освобождение греческого народа.

И, несомненно, такого идиота, который так напичкан советской идеологией, невозможно было расстрелять за измену Родине.

И у следователей ничего не получилось, а Миша не менял свою версию, пока к нему в камеру не подсадили «наседку» — человека, который вошел к нему в доверие и сказал, что чистосердечное признание облегчит его наказание. Ему вынесли приговор — 15 лет заключения.

Но его не поместили в лагерь с уголовниками, а отправили в Сибирь, в зону для политических. Причем, так как в его деле было написано, что он склонен к побегу, его отправили в сопровождении сотрудников КГБ и рядом с ним постоянно находилась собака, которая следила за каждым его движением.

Он с восхищением мне рассказывал, каких людей встретил на зоне. Люди высокого интеллектуального уровня, те, кто выступал против удушающей всё идеологии коммунистов. И там он встретил «самолетчиков» — людей, которые хотели угнать самолет, чтобы привлечь внимание к запрету на выезд евреев из Советского Союза. И один из них — рижанин Йосеф Менделевич — открыл ему глаза на предназначение еврея.

И, выйдя из лагеря через 10 лет по амнистии, Миша решил, что он женится только на религиозной еврейке. А Малка выросла в религиозной семье беженцев из Румынии. Это было в Черновцах. И сразу же после хупы (свадьбы) молодая семья подала документы на выезд в Израиль. И получила отказ.

На следующий год история повторилась. И тогда Миша решил действовать. В праздник Симхат-Тора, когда его тесть танцевал со свитком Торы в синагоге, Миша постучал в главное здание Комитета Государственной Безопасности Черновиц. Его проводили к дежурному офицеру, который занимался делами евреев.

И Миша ему объяснил: сейчас в Москве (это был 80-ый год) проходят Олимпийские Игры. И там находятся корреспонденты всех ведущих газет мира. Если вы не дадите нам разрешение, то я публично, на глазах у них всех сожгу советский паспорт. Гэбэшники начали ему угрожать, а он ответил: «Посмотрите мое дело, мне терять нечего».

Тогда его провели в соседний кабинет и послали машину за его женой. И теперь в кабинете этого офицера начали угрожать ей: «Все вы — и родители, и родственники — будете уволены с работы. Вас ждут большие неприятности». А она ответила: «Ну что я вам скажу, вы его не знаете, то, что он задумал, он обязательно сделает, его ничто не остановит».

И тогда при ней другой офицер КГБ позвонил в ОВИР (Отдел виз и регистрации) и в приказном порядке сказал, чтобы в течение нескольких дней было выдано разрешение на выезд всей семьи Виндиш и родителей Малки. Так через 13 лет реализовалась судьба этого маленького детдомовца Миши Виндиша.

Семья новоприбывших поселилась в Беэр-Шеве. И уже через несколько месяцев в Беэр-Шеву приехал с уроком рав Ицхак Зильберзацаль. И Миша оставляет семью на всю неделю, поселяется в общежитие ешивы «Двар Йерушалаим», где преподавал рав Ицхак. А на субботу Виндиш, уже Моше Виндиш, возвращался в Беэр Шеву к семье.

Через полгода рав Ицхак посоветовал всей семье переехать в Иерусалим. Всё свободное время Мойше Виндиш занимался в ешиве и параллельно зарабатывал на жизнь ремонтом квартир.

По любому жизненному вопросу он обращался к своему учителю, раву Ицхаку. Для него это было непререкаемое решение.

Вот что рассказывал его сын, рав Исроэль: папа не терял ни минуты. То, что с детства они помнят, — папа всегда с книгой. А по субботам он завершал чтение всей книги Тэилим.

Когда ему не хватало дня, он в субботнюю ночь продолжал читать слова великого нашего царя Давида. Когда дети спрашивали: папа, но ведь в субботу это особенное наслаждение — спать? — отвечал им отец: я досплю в Будущем мире. Оглянитесь вокруг, посмотрите: вот стол, вот стул, вот носок — я могу что-то из этого взять с собой в Будущий мир? А слова царя Давида будут сопровождать меня и там.

Особенная любовь была у него к сборнику «Перек Шира», который составили царь Давид и его сын Шломо. Сказано, что каждый, кто изучает «Перек Шира» в этом мире, будет прославлять Творца в Будущем мире. Потому что эта книга говорит, как всё Творение начиная с мухи и кончая горами, звездами, Солнцем и Луной поет свою песню прославления Творца. Ведь сказано в конце Пиркей Авот (Поучения отцов, 6:11): «Всё, что создал Святой (Творец), благословен Он, — создал Он во славу Свою».

Один раз сын рава Мойше увидел, что днем, ложась спать, его отец произносил Шма Исраэль. И спросил у отца: зачем ты это делаешь? Ведь Шма мы произносим только ночью, а не днем. И ответил ему рав Мойше Виндиш: ведь если я во время сна умру, как же я предстану на Небе без Шма?

И его сын продолжил рассказ во время шив-а — семидневного траура: если человек всё время думает о смерти, так он должен быть, наверное, грустным, печальным? Все, кто был знаком с отцом, отмечали особенную радость, особенное сияние его глаз. Он всегда был в радости.

В пятницу, незадолго до субботы он звонил Раву Ицхаку и просил: скажите мне какой-нибудь хидуш (открытие из Торы) на нашу недельную главу. И включал громкоговоритель телефона, и вся семья слышала голос Рава Ицхака. Но нужно было видеть лицо отца — он получал самое большое наслаждение от каждого слова учителя.

Часто он приглашал к себе евреев из России, чтобы пересказать им слова Рава Ицхака. И купил специальный проектор с экраном, чтобы профессор Рипс показывал им свои открытия в кодах Торы. Дети вспоминают, как папа устанавливал скамейки, чтобы всем было видно. Это были особенные семинары на квартире у семьи Виндиш.

Больше того, когда новоприбывшие приезжали в его район, а он жил в Рамоте в квартале Унгвар, он приводил к себе этого «оле хадаша», открывал свои шкафы, где было постельное белье, одежда, и говорил ему: бери всё, что тебе необходимо.

А когда его праведная жена спрашивала: а что же останется нам? — он отвечал, неважно, я тебе куплю всё, что тебе нужно, но потом.

Когда начался период пиратского радио, он на свои деньги купил передатчик и установил его на крыше над своей квартирой. И назвал его «Голос Шофара». И ставил там уроки рава Ицхака Зильбера на недельные главы Торы. А когда он узнал, что в Гило не очень принимаются его передачи, он отправился во Францию и на свои деньги купил более мощный передатчик.

А когда это стало известно в полиции и его пришли арестовывать, дети увидели, что папа радуется. Они спросили: папа, как в такой момент можно радоваться? А он ответил: вы не понимаете, меня же арестовывают за то, что я распространяю слова Торы. Он не сказал об этом, но, наверное, вспомнил известную историю про раби Акиву…

И еще одну историю я хочу рассказать. Как-то Виндиш встретил Рава Ицхака, который шел с очень озабоченным лицом. В этот день Виндиш закончил большой ремонт и получил полную плату за работу. Он знал, что Рав Ицхак помогал направо и налево всем нуждающимся. Он спросил рава Ицхака: может, вам нужно немного денег?

Да-да, сказал Рав Ицхак, мне как раз не хватает нескольких тысяч. И все эти деньги, которых не хватало Раву Ицхаку, Моше с большой радостью вручил ему. А потом, когда Рав Ицхак, собрав всю сумму, попытался ему ее вернуть, Мойше категорически отказался.

Последние три с половиной года после инсульта Моше был прикован к инвалидному креслу. Когда он еще мог отвечать, его сын спросил: папа, за что это тебе? Отец ответил: это Творец меня очищает страданиями…

Уже в больнице перед субботой позвали всех родных и детей, потому что по всем показателям он должен был уйти через полчаса. И вдруг, когда наступила суббота, произошло невероятное: все показатели подпрыгнули в два раза. Врачи отказывались этому верить.

В этом весь рав Моше Виндиш. Шабат для него был святыней. Он физически ощущал вторую душу, которая спускается к нам в субботу. И Творец показал это всем его близким.

И все эти три с половиной года его праведная жена просила Творца: дай ему еще пожить, дай! Возле особенного человека всегда находится особенная женщина.

На этой неделе мы проводили его в последний путь, и гаон рав Бен-Цион Зильбер на проводах сказал: он был один из верных учеников моего отца, у него болело сердце за других евреев. Он очень хотел их приблизить к Торе.

Когда много лет тому назад рав Моше Виндиш рассказывал мне свою историю про прыжок с корабля, он сказал:

«Я благодарю Творца за все эти годы в политическом лагере. Кем я был до этого — и кем стал после? Там, в лагере, я стал верующим, и это изменило всю мою жизнь. Это был прыжок на свободу. А то, что я встретил Учителя, было главным выигрышем всей моей жизни».

Пусть будет память праведника рава Моше Виндиша благословенна…


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.