Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пока нет Храма, Б-г посылает страдания для очищения этих грехов, совершенных по ошибке, чтобы они стали чистыми для жизни будущего века

Cтрадания без греха

«Сказал рав Ами: Нет смерти без проступка и нет страданий без греха. Нет смерти без проступка, как написано: “Душа прегрешающая — умрет, сын не понесет греха отца, а отец не понесет греха сына, праведность праведника — ему будет, а злодейство злодея — ему будет…” Нет страданий без греха, как написано: “И взыщу я жезлом преступления их, и казнями грех их…” Спросили его: а как же то, что сказано: “Четверо умерли из-за наущения змея, и вот они: Биньямин сын Яакова и Амрам, отец Моше, и Йишай, отец Давида, и Кальэв сын Давида…” Выходит, есть смерть без проступка и есть страдания без греха! Опровергнут рав Ами, опровергнут!» (Шабат 55а)

В этом фундаментальном отрывке, имеющем отношение к основам веры, мы обнаруживаем спор между нашими мудрецами, и толкователи также разошлись во мнениях, заканчивается ли этот отрывок отвержением позиции рава Ами также в том, что касается страданий, а не только в том, что касается смерти.

Спор наших учителей

«И хотя в том, что касается его слов: “Нет страданий без греха”, не был он опровергнут…» (Тосафот там). Из этих слов следует, что таково его мнение об итоговом выводе Гемары, что существует страдания без греха, хотя и не было приведено четкого доказательства этому. Также утверждает и Рашба в толковании на это место, ссылаясь на слова рава Ая Гаона. Так пишут и Тосафот (Брахот 46б) от имени автора «Алахот Гдолот», что окончательный вывод Гемары (в трактате Шабат, который мы привели выше), что есть страдания без греха.

Так пишет и Раши, комментируя Гемару в трактате Брахот, и приводит даже причину этого: «Если видит человек, что подвергается страданиям, пусть внимательно просмотрит дела свои, как сказано: “Изыщем пути наши и исследуем, и вернемся к Господу”. Пересмотрел и ничего не нашел, пусть возложит на оставление изучения Торы, как сказано: “Блажен муж, которого истязал Господь и учил Торе Своей”. Если возложил, но не обнаружил и этого проступка, то абсолютно ясно, что это страдания любви. Как сказано: “Ибо кого любит Господь, того увещевает”. Сказал Рава от имени рава Схоры от имени рава Уны: всякий, угодный Всевышнему, подвергается страданиям, как сказано: “И Господь возжелал нанести ему удар болезненный”» — «Страдания любви — Всевышний истязает его в этом мире без какого-либо греха, дабы умножить награду его в будущем мире более, чем заслуги его, и Господь возжелал нанести ему удар болезненный — тот, кого возжелал Всевышний, тому наносит Он болезненные страдания» (Раши на это место). Такого же мнения придерживается и рав Саадия Гаон, так полагает и Маараль в своем комментарии к трактату Авот.

Однако, мнение Рамбама иное: «Мы же верим, что все, что происходит с людьми, делается согласно справедливому суду, и Бог — ибо нет в Нем неправды — не станет наказывать никого из нас, но лишь того, кто заслуживает и достоин наказания. Это то, о чем сказано в Торе учителя нашего Моше, что все происходит по справедливому суду. И таково мнение огромного числа наших мудрецов, у которых находим четкие слова: “Нет смерти без греха, и нет страданий без преступления”, и также сказали: “Той мерой, что меряет человек, ему отмеряют”, — и таковы слова Мишны. И во всяком месте говорят они о том, что справедливый суд необходимо относится к качествам Творца, то есть, что Он воздает служащим Ему за все, что они совершают в чистоте и правде — и хотя не получали такой заповеди через пророка, и что Он воздает за каждое злое деяние — и хотя не получал запрета от пророка — если это вещь, отвращение которой продиктовано разумом — то есть, запрет обмана и грабежа. Так сказали мудрецы: “Святой, благословен Он, не задерживает награду никому из созданных”, а также: “Всякий, кто говорит, что Святой, благословен Он, не обращает внимания на преступления, откажут внутренние его. Но Он долго терпит, а затем забирает Свое”» (Морэ Нэвухим, 3:17).

То мнение мудрецов, которое приводит Раши, объясняя причину страданий без греха, Рамбам отрицает: «В словах мудрецов есть одно добавление, о котором ничего не написано в Торе, а именно речение некоторых из них: “Страдания любви” — то есть, согласно этому мнению, могут пасть на человека удары без предшествующего им преступления, но лишь для увеличения его награды. Так полагают также последователи секты мутазилитов. Но нет стиха в Торе, из которого следовало бы такое» (там же).

Совпадает с этим и мнение Рамбана, который, после пространных слов и доказательств, заключает: «Итак, узнали мы, что страдания бывают лишь для искупления».

Смысл понятия «страдания любви» согласно этому мнению

На первый взгляд трудно понять согласно мнению, что нет страданий без греха, в чем состоят «страдания любви». Рамбан поясняет: «Почему же они называются “страданиями любви”? Ведь те страдания, о которых мы сказали, суть страдания в наказание за те немногие преступления, которые человек совершил. Как например то, что бывает в наказание за совершенное по ошибке или недосмотру. А именно: вот, съел человек тук по ошибке, и за это называется грешником, ведь так его называет Тора во всяком месте, и в чем грех его? В том, что не был осторожен и не опасался трепетно слов Вседержителя, чтобы не есть и не совершать ничего, пока не проверит со всей тщательностью, что это вещь разрешенная и достойная для него, в соответствии с приказами Творца, и в этом смысле следует понимать ответственность за грех, совершенный по ошибке, во всей Торе, и еще, что всякая запрещенная вещь загрязняет душу и делает ее нечистой, как написано: “и осквернитесь ими”, потому совершающий грех по ошибке также называется грешником, однако совершающий грех по ошибке не достоин наказания за свой грех в аду и преисподней, но нуждается в очищении от своего греха, чтобы очистится от него и пребывать в святости, чтобы стать достойным того совершенства, которая полагается ему за дела его в будущем мире, потому и смилостивился Бог над Своим народом и Своими праведниками, и дал им жертвы, чтобы ими искупить совершенные по ошибке грехи.

А в то время, когда нет Храма, то посылает им страдания для очищения этих грехов, совершенных по ошибке, чтобы они стали чистыми для жизни будущего века, также как жертвы суть любовь и милость Израилю, приближающие их под крылья Шхины, как сказано: “жертва постоянная в поколениях ваших, у входа в шатер собрания перед Господом, где Я пребуду с вами, и там пребуду с сынами Израиля, и освятится он в славе Моей, и пребуду среди сынов Израиля, и буду им Богом, и узнают, что Я Господь, Бог их, который вывел их из страны Египта, чтобы пребывать среди них”, так и страдания эти суть любовь и милость для человека. Но в любом случае, даже эти страдания приходят для искупления и очищения от греха» (Шаар а-Гмуль).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?