Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча по мотивам истории о Йеуде и Тамар, которая изложена в нашей недельной главе

«И сказал (Йеуда): «Что дать тебе в залог?» И ответила (Тамар): «Твою печать, твою верхнюю одежду (к которой были прикреплены нити цицит - прим.) и жезл, который в руке твоей...»[1].

Следует заметить здесь, что из вопроса Йеуды следует, что он не нашел у себя ничего, что могло бы послужить залогом. А Тамар указала на его печать и одежду. Разве он не мог дать ей их сам, без ее просьбы? Разве он не знал, что они у него есть? Следует задать еще один вопрос: ска­зано потом: «И послал Йеуда козленка... и (посланник) не нашел ее, и вернулся к Йеуде и сказал: «Я не нашел ее». и сказал Йеуда: «Пусть берет себе, чтобы не были мы посмешищем. Ведь я послал этого козленка, но ты ее не нашел»[2]. Последнее предложение кажется ненужным повтором. Но это можно разъяснить словами мудрецов в Мидраше[3]: «Печать и верхняя одежда - это та- лит, в который Йеуда укутывался и тфилин, которые одевал на голову». Теперь можно понять эти стихи Торы.

Притча.

Когда человек дает в залог какую-либо вещь, как гаран­тию выплаты долга, он обычно дает вещь, которая стоит больше, чем сумма долга. Таким образом, заимодавец обеспечивает себе его воз­врат. Но может быть так, что заимодавец согласится взять в залог вещь, которая не стоит и половины суммы долга, но должник в ней очень нуждается, и не может без нее обойтись, как, например, ключи от лав­ки или печать. Заимодавцу эти вещи не нужны, но он берет их как за­лог, поскольку уверен, что должник захочет получить их назад. Разница между этими видами залогов в том, что если должник оставил в залог дорогую вещь, стоимостью больше суммы долга, и не выплатил долг, заимодавец от этого не проиграет, а наоборот, получит больше, чем дал. Но в случае залога второго вида, и должник и заимодавец потеряют, по­скольку заимодавцу нечего делать с отданной в залог вещью, а должник лишится необходимого для него предмета.

Смысл этой притчи в том, что когда Тамар попросила залог, Йеуда по­думал, что она хочет залог, который как минимум равен стоимости коз­ленка, а такого предмета у него с собой не было. Поэтому он и спросил: «Что дать тебе в залог?» - у меня нет ничего равного стоимости козленка. Тогда Тамар попросила его печать и верхнюю одежду, а это, согласно Мидрашу, были его талит и тфилин. Она знала, что Йеуда очень дорожит этими предметами, и не захочет оставлять у нее надолго. Поэтому, когда Йеуда послал козленка, но посланник не нашел Тамар, он сказал: «Пусть берет себе, чтобы не были мы посмешищем» - хотя для меня потеря этих предметов великая, все же я опасаюсь по­зора и насмешек, а потому пусть они останутся у нее (ведь я в ее гла­зах обманщик, так как не прислал плату. Хорошо, что хотя бы те вещи остались у нее, а она знает как они мне дороги. Это будет свидетель­ствовать в мою пользу, что непредвиденные остоятельства помешали мне выплатить долг - прим.). Кроме того, он переживал, что и Тамар осталась в убытке, не получив свою плату. Ведь ей от этих предметов не было никакой пользы. Поэтому и сказал: «Ведь я послал этого коз­ленка, но ты ее не нашел».


[1] Берешит 38:18

[2] Берешит 38:20-23

[3] Мидраш Берешит Раба 85:9

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу 


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?