Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча о враче на тему недельной главы Вишлах

«И Яаков очень испугался, и стало ему грустно»[1].

Комментаторы задавались вопросом, что означает эта фраза. Мне кажется, что объяснение следует связать со сказанным в Мидраше о стихе: «Ответит тебе Б-г в день беды, укрепит тебя имя Б-га Яакова»[2] - однажды царь Давид поднял глаза свои к Небесам, плакал и молил Всевышнего о милосердии. И Он услышал его молитву и обещал спасти его от всех бед в заслугу Яакова». Эти слова Мидраша удивительны, но здесь работает правило: «Случившееся с праотцами - знак потомкам».

Притча.

В одном городе было много больных, но в нем не было врача. Губернатор жил далеко, в другом городе, и у него был мудрый и верный врач. В городе, где не было врача, жил один приближенный к губернатору человек, к которому тот бы выслал своего врача, но он не болел. И вот, однажды, у него заболела голова, не очень сильно, и можно было самому снять эту боль. Но этот человек решил сделать вид, что болен сильнее, чем на самом деле. Он стал стонать и охать, и поскорее послал гонца к губернатору с просьбой выслать ему врача. Домашние очень удивились его поведению, а он сказал им: «Глупые и бессердечные люди! Разве о своей боли я кричу?! Разве ради себя я послал за врачом?! Ведь я, так же как и вы, знаю, что от этой боли можно легко избавиться! Но я сокрушаюсь из-за больных нашего города, которые не излечятся, пока сюда не пребудет врач!»

Смысл этой притчи в том, что Всевышний знал все, что случится в будущих поколениях, и знал, что не будет у них достаточно заслуг, чтобы спасать их из беды. Поэтому, Своей великой милостью, Он заранее создал похожие ситуации у наших праотцов, да покоятся с миром, и они своей молитвой удостоились спасения от Него. А то, что Он сделал для них, осталось и для их потомков. Наши праотцы могли спасаться сами, и у них были силы побеждать врагов, и, тем более, Яаков, у которого были сильные сопровождающие - в Мидраше[3] сказано, что у него было много стад и пастухов с собаками. Но все же он просил о спасении Всевышнего: «Спаси меня от моего брата, от Эйсава...»[4], как будто был, не дай Б-г, немощен. Он понял, что все, что происходит с ним, является подобием того, что будет происходить с его потомками, а потому умолял Всевышнего о чудесном избавлении, рассуждая: «Я могу спастись сам, но что будут делать в подобной ситуации мои потомки?» Таким образом, он позаботился о будущем спасении для следующих поколений. Об этом и говорит Мидраш[5]: «В тот момент Яаков поднял взгляд, и увидел Эйсава издалека» - он увидел, что в далеком будущем потомки Эйсава будут притеснять его потомков. Поэтому он «обратил свой взор к Небесам», чтобы Всевышний спас его, и тогда это обеспечит спасение и будущим поколениям. «Просил у Всевышнего милосердия» - просил о чудесном избавлении. «И услышал его молитву в заслугу Яакова» - обещал спасти его от всех бед, ведь спасение Яакова означало спасение и для его потомков - «Все, что происходило с праотцами, являлось знаком для их потомков». И в этом смысл обещания: конечно «Ответит тебе Б-г в день беды», ведь это для нас случится «Повелит произойти спасению Яакова», которое уже состоялось.

Из сказанного нами следует, что все опасения и страхи Яакова были не о своих бедах, а о том, что должно было случиться с его потомками в будущем. Поэтому он изливал сердце в молитве Всевышнему об избавлении для всех будущих поколений.


[1] Берешит 32:8

[2] Теилим 20:2

[3] Мидраш Берешит Раба 78

[4] Берешит 32:12

[5] Мидраш Берешит Раба 78

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?