Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не следует царю пребывать в гордыне. Он должен понимать, что раз Творец дал ему больше, чем другим, значит, он должен Ему больше, чем другие.

«Чтобы не возносилось сердце его над братьями его, и чтобы не отклонялся от (соблюдения) заповеди вправо или влево»[1].

Эта заповедь относится к еврейскому царю. Царь приносит великую пользу, ведь он тот, кто заботится о сохранении и соблюдении Торы в народе, и сам тоже получает от этого великую пользу, как сказано: «Всякий, кто удостаивает других исполнения заповедей…». Кроме этой пользы, у царства есть приятная сторона — почет, величие. Царь стоит выше всех людей его царства, и все страшатся его. А поскольку он получает много блага благодаря своему статусу, то какую же он может иметь награду с Небес за то, что «служит» царем? Он будет достоин этой награды, только если почет и возвышение над другими будут ему противны и нежеланны, как ярмо. И он использует свое положение только для укрепления служения Всевышнему, выполнения заповедей.

Притча.

Бедняк пришел в дом богача. Тот накрыл ему стол, напоил и накормил досыта, но не дал ему ничего в дорогу. И хотя принято, что тот, кто кормит у себя бедняка, дает ему также что-то в дорогу, этому бедняку не следует жаловаться своим собратьям, что ничего не получил у этого богача. Ведь он хорошо ел и пил в его доме. Но если этот бедняк в тот день постился, и из вежливости к хозяину дома сидел с ним за столом, и делал вид, что ест, а хозяин ничего не дал ему с собой, то этот бедняк будет считать, что хозяин сделал ему зло, как если бы он не заплатил за работу водоносу или дровосеку. Ведь вся трапеза была для него тяжким ярмом, и по справедливости ему полагается что-нибудь получить.

Смысл этой притчи понятен. Об этом и идет речь, когда Тора говорит: «Чтобы не возносилось сердце его над братьями его…». Если царь не станет получать удовольствие от своих привилегий, то все его поведение будет считаться праведным, как выполнение одной из заповедей Торы. И это то, что сказано: «…чтобы не отклонялся от (соблюдения) заповеди…» — то есть, если не возгордится, то «служба» царем засчитается ему выполнением заповеди.

Приведем еще одно объяснение. Тора предписывает царю две противоположные вещи: величие и смирение. В собственных глазах царь должен быть смиренным и не возносится над другими евреями. Мы знаем, что человек должен знать, что Творец не должен ему ничего. А учим мы это от Моше, да покоится с миром. Ведь никто не сравнится с ним в праведности и величии, и тем не менее, когда он просил Всевышнего, просил дать ему это как подарок (а не в награду за заслуги) (В книге Дварим, недельная глава Ваэтханан, Раши разъясняет, что ваэтханан — означает просить безвозмездный подарок (даже если есть заслуги). Именно так просят Б-га праведники — прим.). Долги людей перед Б-гом различаются. Все зависит от того блага, которое человек получил.

Притча.

Группа торговцев поехал в Лейпциг закупить товар. Все они взяли товар в кредит, но каждый взял разное количество. Один закупил большое количество товара, и его кредит большой. Другой взял немного товара. И от того, что один возвращается домой с перегруженными телегами, а другой везет лишь немного, нет у одного преимущества перед другим, ведь оба прекрасно знают, что еще должны оплатить то, что взяли. Тот, кто взял немного, должен немного, а тот, кто взял много, должен много. Это верно, если оба люди честные, и собираются оплатить свои долги. Но если они мошенники, и не собираются больше возвращаться в Лейпциг и платить, то тогда первый торговец будет чувствовать себя удачливее другого.

Эта притча разъясняет, что не следует царю пребывать в гордыне. Он должен понимать, что раз Творец дал ему больше, чем другим, значит, он должен Ему больше, чем другие. С него спросят согласно его положению. А потому: «…чтобы не отклонялся от (соблюдения) заповеди вправо или влево». Если не станет отклоняться от заповеди, и осознает, что ему надо «оплатить» огромный долг, то не станет возноситься над другими. Если же не будет страха перед Б-гом в его сердце, и не станет желать оплатить свой долг, тогда может возгордиться.


[1] Дварим 17:20

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?