Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притчи на тему недельной главы Ръэ с объяснением слов о благословении и проклятии

Еще одно объяснение словам: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие… Благословение, когда будете слушать…».

Притча.

Когда торговец едет в далекие края, а извозчик просит у него оплату, он отвечает: «Я заплачу тебе в конце путешествия, когда мы доберемся домой, можешь на меня положиться». Но если извозчик попросит денег на дорожные расходы — корм для лошадей или починку телеги, то торговец должен будет дать ему немедленно.

И это то, что сказано: «Благословение, когда будете слушать…». То есть, Всевышний как бы говорит: «Я должен оплатить тебе расходы, и предоставить все необходимое, чтобы вы могли слышать и слушать, хранить и выполнять». Поэтому сказано: «Сегодня выполнять их» — сегодня Всевышний помогает выполнять и предоставляет человеку все, что ему нужно для жизни, чтобы он мог выполнять сегодня, а в будущем получить награду.

«Не ожесточай свое сердце и не зажимай своей руки перед братом твоим, бедняком»[1].

Следует вникнуть, почему это предостережение приведено в форме отрицания. Казалось бы, справедливее было бы повелеть утвердительно — давать цдаку неимущему. Знай, что мы видим далее из слов Торы[2], что это близко к тому, что богатый обязан по закону содержать бедняка, как сказано (в случае, если он не содержит бедняка): «И возопит (бедняк) о тебе к Б-гу, и будет на тебе грех»[3]. Но при этом, если бедняк возьмет что-либо у богача без его согласия, то будет считаться вором и понесет наказание. Два этих положения кажутся противоречащими друг другу. Наши святые учителя своей мудростью уже прояснили нам это кажущееся противоречие. Благословен выбравший их и их учение. Они сказали[4]: «И будет дверь дома твоего широко открыта и будут бедняки тебе как домочадцы». Из того, как говорят здесь мудрецы чувствуется, что они хотели донести до нас некую информацию:

Притча.

Один бедняк зарабатывает на жизнь продажей плодов. Его собственный дом находится на окраине города, там, где особо нет покупателей, и потому свой ларек он поставил возле дома одного из богачей, между богатыми лавками, где продают еду и питье, и где бывают многие. Таким образом, он может продавать свои плоды. При этом, хотя богач не дает этому бедняку ничего от себя, а лишь позволяет ему торговать рядом со своим домом, считается, что он содержит его, так как дает возможность заработать. Если же он не дает бедняку торговать у своего дома, то хотя ничего у него не отобрал, он ущемил его заработок.

Смысл этой притчи в том, что бедняку выпали на долю трудности с заработком. Богачу же с Небес выпало изобилие. Если богач постоянно материально поддерживает бедняка, то когда наступит суд в Рош а-Шана, и Б-г будет записывать, сколько он получит на жизнь в будущем году, в эту сумму будет включена и та сумма, которую он дает бедняку. Так что, на самом деле, богач не несет никакого убытка. Получается, что на самом деле, богач не дает бедняку ничего своего, все это он получает для этой цели от Всевышнего, а сам он только посредник. Почему бедняк получает свое пропитание именно таким образом — таков замысел Всевышнего. Об этом и сказали мудрецы: «И будет дверь дома твоего широко открыта и будут бедняки тебе как домочадцы». Чем тебе мешает, что бедняки окажутся твоими домочадцами? У тебя от этого ничего не убудет. Поэтому было сказано в форме отрицания: «Не ожесточай свое сердце и не зажимай своей руки…», как было, например, сказано: «И не дал Сихон Израилю пройти через его владения»[5] (а ведь он ничего не терял, он отказал просто из злобы сердца — прим.). И далее Тора усиливает требование этой заповеди: «Раскрой, раскрой руку свою ему»[6] — ты только открываешь руку бедняку, твоя рука лишь проводник блага, не более.


[1] Дварим 15:7

[2] Дварим 15:9

[3] Дварим 15:9

[4] Авот глава 1, мишна 5

[5] Бемидбар 21:23

[6] Дварим 15:8

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?