Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Даже самый малый проступок может перевесить чашу весов, так что человек может ока­заться, не дай Б-г, виновным

«И не стал Б-г твой слушать Билама, и обратил Б-г. проклятие в благословение»[1].

Не совсем понятно, для чего этот стих приведен именно в этом месте. Какая связь между тем, что стало с проклятиями Билама, и запретом потомкам Амона и Моава приняв еврейство, жениться на еврейской женщине, за то, что не вышли навстречу евреям с хлебом и водой, как сказано: «Не войдут амонитянин и моавитянин в общину Б-га»[2]?

Притча.

Один торговец ехал из Лейпцига с товаром. Он доехал до опасного места, где невозможно было проехать из-за завала, и свер­нул на постоялый двор. Он переночевал там, а утром встал и хотел дать корм лошадям, но обнаружил, что ночью воры украли его телегу, лоша­дей и весь товар. Торговец расстроился, заплакал, а затем отправился в путь домой пешком. Он прошел некоторое расстояние и вдруг увидел свою телегу, которой управлял какой-то извозчик. Он побежал за ней и нагнал. Вор узнал торговца и вернул ему телегу с товаром. Торговец промолчал. Вор, увидев его доброту, обнаглел, и потребовал плату за то, что перевел телегу через опасное место. Тогда торговец отвесил ему пощечину и сказал: «Вот твоя плата! Ты ведь вор! Разве ты старался для меня?! Только благодаря помощи Б-га я тебя настиг! А ты еще осмели­ваешься требовать плату?!»

Смысл этой притчи в том, что Балак (Балак был из народа Моав — прим.) нанял Билама проклясть еврейский народ, а Всевышний обратил эти проклятия в благословения. Теперь у него появилась надежда получить награду, ведь благодаря ему еврейский народ получил благословение. Поэтому Тора разъясняет: это не так! «Не войдут амонитяне и моавитяне в общину Б-га, потому что встретили вас… и потому что наняли против вас Билама»[3]. А чтобы не подумали, что у них есть заслуга в том, что евреи были благословлены, сказано: «И не стал Б-г твой слушать Билама и обратил Б-г. проклятие в благо­словение» — Б-г позаботился о благословении, а Балак хотел лишь зла.

«Когда выйдешь ты станом против врагов твоих, то бе­регись всего дурного»[4].

Когда я давал урок перед большим собранием в Дни Трепета (Ямим Нораим), я вывел из этого следующую мораль: В эти дни человек должен обратить внимание на то, что великий праведник отличается от мень­шего праведника своим великим страхом согрешить, как сказали мудрецы[5]: «Встанем перед ним, ведь он человек, который боится греха». Разве другие мудрецы не боялись греха? Но есть люди, страх которых согрешить зависит от величины и уровня греха. Ведь, как установили мудрецы, есть четыре вида искупления грехов[6], в зависимости от тя­жести греха. Чем более праведен человек, тем больше уравнивает грехи в своих глазах, и страшится малого прегрешения как большого. А про­стой человек может относиться к большим грехам как к малым. Все это происходит в обычное время. Но во время суда и вынесения приговора (Рош а-Шана и Йом Кипур) каждый должен бояться малых прегрешений как больших (и смотреть на себя как на большого праведника — прим.).

Притча.

Один человек поселился в городе, где у него не было родственников. Он боялся людей, не зная, что от них ожидать, кроме бедняков, которые ничего дурного ему сделать не могли. Однажды у него был спор с другим человеком, и он вызвал его в суд. Пока суд длился, он склонялся перед всеми — богатыми и бедными, ведь неизвестно, кто из них поможет ему склонить суд в свою сторону.

Так и месяц Тишрей. Его знак Зодиака — весы, так как в этом месяце взвешивают добрые дела и проступки человека. И даже самый малый проступок может перевесить чашу весов, так что человек может ока­заться, не дай Б-г, виновным. И это то, что сказано: «Когда выйдешь ты станом против врагов твоих…» — против дурного начала и его помощников, — «.то берегись всего дурного». И это то, что ска­зано: «Почему буду бояться в дни бедствия? Грех пят моих окружает меня»[7] («грех пят» — то есть, самый маленький поступок может склонить чашу весов — прим.). Это намек на то, что в дни Суда даже «легкие» заповеди засчитываются как серьезные.


[1] Дварим 23:6

[2] Дварим 23:4-5

[3] Дварим 23:4-5

[4] Дварим 23:10

[5] Шабат 31б

[6] См. Рамбам, «Яд а-Хазака», законы тшувы, глава 1, алаха 4 — прим.

[7] Теилим 49:6

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?