Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наши дни сочтены, но это еще не конец…

На каком-то уровне осознания мы все знаем, что наши дни сочтены. Как справиться с этим пониманием — пожалуй, самая большая проблема жизни.

Для некоторых признание смертности освобождает. Как пела группа «Аквариум»: «Здравствуй, моя смерть, спасибо за то, что ты есть…» Других страх перед неизвестным изнуряет и опустошает, становится причиной депрессии. Знание того, что нас ждет смерть, сводит на нет надежду на будущее и разрушает способность к счастью.

Когда дети спрашивают нас о смерти, мы теряемся, не можем подыскать нужных слов, переводим разговор на другое — возможно, потому, что сами не понимаем, что это такое. Это не парадокс, а истина: понимание смерти помогает жить лучше. Изучающим Скрытую Тору открывается огромный пласт знаний о том, что нас ждет в конце земного пути. Но и в доступной для каждого Торе найдутся ответы о том, в чем суть смерти.

Смерть — это не конец нашего существования

Адам был сотворен не только из «праха земного» — иначе он оставался бы лишь подобием голема. Только после того, как Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу», человек стал человеком. Каждый из нас — это сочетание тела и души. Именно душа определяет нас как сотворенных «по образу Б-жьему».

Эта наша составляющая — душа — вечна. Она продолжает жить после того, как наши смертные тела возвращаются в землю. Это та часть, которая делает нас уникальными и представляет нашу сущность, и возвращается она к Вс-вышнему, Который дал нам её — для наших земных лет. А мы должны ее все эти годы бережно хранить, чтобы вернуть её Создателю в тот момент (не раньше и не позже), когда придет срок.

Момент света и прозрения

Вс-вышний сказал Моше (Шмот 33:20): «ибо не (дано) человеку видеть Меня и остаться в живых». Живые не могут видеть Б-га, но когда приходит смерть, вместе с ней приходит и возможность видеть Б-жественное. Это одна из причин, стоящих за обычаем немедленно закрывать умершим глаза. Глаза, видевшие Славу Небес, больше не смеют быть открытыми в этот мир.

Cлова: «Да будет свет» — были сказаны в первый же день Творения, но солнце было сотворено лишь на четвертый день. Мудрецы объясняют, что свет первого дня был создан для Мира Грядущего. Те, кому приходилось быть рядом с человеком в момент его смерти, часто вспоминают внезапное преображение его лица последнюю минуту — как будто он увидел что-то прекрасное и утешительное, окруженное неземным светом. У Льва Толстого в «Смерти Ивана Ильича» это описано так:

«Он искал своего прежнего привычного страха смерти и не находил его. Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, потому что и смерти не было. Вместо смерти был свет. — Так вот что! — вдруг вслух проговорил он. — Какая радость!»

Еврейская Традиция учит нас, что момент смерти — это момент света и прозрения.

Мертвые знают, что происходит вокруг них

Что происходит с нами сразу после смерти? Знания об этом доступны только мудрецам Скрытой Торы, не могут быть раскрыты публично и только устно передаются от учителя к ученику, обладающему достаточными знаниями и мудростью.

Тем не менее, некоторые истины настолько важны для всех, что были записаны. Например, одну из них читаем в «Пиркей Авот»:

Раби Яаков говорил: «Этот мир подобен прихожей перед входом в Будущий мир. Приведи себя в порядок в прихожей, чтобы смог ты войти в зал» (Пиркей Авот, 4:16).

Весь наш огромный и многообразный мир — это всего лишь прихожая, первый этап, а впереди нас ждет нечто гораздо более величественное. Как говорит Мишна: «и лучше один час блаженства души в мире будущем, чем целая жизнь в этом мире».

Здесь, на земле, мы ищем счастья. Наши удовольствия преходящи; наша радость ограничена пятью чувствами, которыми наделено наше физическое тело. Но когда мы пройдем через прихожую нашей жизни, мы поймём, насколько бледным было наше представление о счастье.

Иудаизм учит, что наша душа, наше истинное «я», не сразу перемещается из одной области в другую, а покидает тело постепенно.

Это является одной из причиной запрета есть в присутствии умерших: умерший есть не может, но его душа всё видит и может воспринимать это как «издевательство». Мы также должны следить за тем, что мы говорим в присутствии умерших — потому что они все еще могут «слышать» как злословие о них, так и преувеличенные восхваления.

Еврейский закон не разрешает оставлять мертвых одних — потому что, отделившись от тела, первое время душа парит рядом с ним и осознает любовь и уважение, проявляемые к ее сосуду — телу.

Умереть — значит, помнить, размышлять и предстать перед окончательным судом

Акавья бен Магалальэль говорил: «Помни о трех вещах — и ты не угодишь в паутину греха: знай, из чего ты произошел, и куда ты идешь, и перед Кем тебе предстоит держать ответ на суде и отчитываться». (Пиркей Авот 3:1).

Талмуд (Шаббат, 31 а) раскрывает те вопросы, которые всем нам будут задавать на нашем «заключительном экзамене»:

  • Честно ли ты вел свои дела?
  • Выделял ли ты регулярное время для изучения Торы?
  • Обеспечил ли ты преемственность мира, приведя в него детей?
  • Ждал ли ты с нетерпением Конечного Избавления?

Получается, что нам известно довольно много: что один час удовольствия в грядущем мире лучше, чем все время в этом мире; а также — что именно от нас требуется для успешного «прохождения экзамена». Дело «за малым» — хорошо подготовиться!

Материя конечна, и это в порядке вещей

Большинство людей проводят свои земные годы и умирают, вовсе не задумываясь над тем, для чего они живут. Самые оптимистичные из материалистов строят жизнь на том, чтобы «оставить свой след» на земле: изобрести вакцину, написать музыку или роман — словом, оставить за собой такое наследие, чтобы жить в умах потомков: поколение, десять, сто… А дальше?

Современные научные теории говорят о неизбежном конце не только всего живого на земле, но и самой Вселенной. Как бы ученые не называли свои теории — «Большое сжатие», «Тепловая смерть» или «Конец времени» — все они говорят об одном: наш мир в том виде, как он есть сейчас, не может быть вечным.

Некоторые теории предрекают распад протонов, которые на протяжении продолжительного времени считались стабильными и бесконечно долго живущими частицами. Понятно, что ни о каком «наследии» в условиях распадения материи на мельчайшие частицы речь идти не может. В чем же тогда заключается смысл смерти вообще и смерти каждого человека в отдельности?

Тора учит, что ограниченное существование материи — это именно то, что Творец запланировал изначально. Книга Берешит начинается с истории творения — сотворения света, пространства, времени — и подразумевает, что физическое существование временно, и что конец неизбежен. Устная Тора расширяет для нас это знание и указывает срок существования человечества: шесть тысяч лет, за которыми следует еще одна тысяча лет особого состояния, которую мудрецы называют Мессианским благоденствием. Возможно, цифры эти относительны, и комментаторы их объясняют по-разному, но суть в том, что земной жизни установлен срок.

Мог ли Безграничный, Всесильный и Всезнающий Творец сотворить что-то настолько безнадежное и пустое, как наш земной мир, в котором всё рождается, всё умирает, а потом и вовсе распадается на невидимые глазу частицы? Ответ: да, если это творение было средством для достижения большей цели, а не самоцелью.

Цель нашего земного существования не ограничена законами физики и не связана временем. Она полностью лежит в духовных сферах. Наши души были спущены в этот мир для того, чтобы реализовать свой потенциал и исправить их настолько, насколько это возможно.

Занимаясь своим исправлением, мы выходим за рамки трехмерного и ограниченного мира, который рано или поздно исчезнет. И когда придет время покинуть этот мир, каждый из нас имеет шанс уйти отсюда в Мир Грядущий тем настоящим человеком, каким его задумал Творец.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?