Темы: Мудрецы, Воскрешение из мертвых, Реувен Куклин, Каббала, Талмуд
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день!
В одном из ответов Рава Куклина я прочла, что во время Талмуда были евреи, которые умели воскрешать мёртвых. Имеются ли в еврейских источниках записи, что какие-либо лица умели воскрешать из мертвых? Если да, то где это можно прочитать? Я думаю, что никто из людей не может воскрешать кого-то из мертвых, на каком бы высоком уровне он ни был. Это может только Б-Г.
Лена.
Мюнхен, Германия.
Уважаемая Лена!
О том, что мудрецы Талмуда могли воскрешать мёртвых, говорится в трактате Авода Зара (10 б). Там сообщается, что этим знанием владели даже «самые малые» из мудрецов. Там же рассказывается, что рабби Ханина бен Хама оживил умершего. Кроме того, в трактате Мегила (7 б) написано, что Рабба оживил рабби Зеру.
Однако Ваше утверждение, что только Всевышний может воскрешать мёртвых, — также верно. Сказано в трактате Таанит (2, 1): «Три ключа в руке Всевышнего не были переданы посреднику: ключ дождей, ключ роженицы и ключ воскрешения мёртвых».
Здесь нет противоречия, т.к. воскрешение бывает двух «видов»:
Первый вид — воскрешение человека, который умер (т.е., его сердце остановилось), но тело ещё не начало разлагаться. Оживить такого человека «легче». Можно предположить, что мудрецам Талмуда, даже «самым малым» из них, был доступен именно этот вид воскрешения.
Второй вид — воскрешение умершего, тело которого уже начало разлагаться. Это значительно «труднее», потому что недостаточно возвратить жизнь — надо ещё заново сотворить его тело (или ту часть, которая начала разлагаться). Это — то воскрешение, которое произойдёт в будущем.
Такое воскрешение, конечно же, очень удивительно.
Этому виду воскресения, которое произойдет в будущем для всех праведников, уже удивлялся римский император (как приводится в трактате Сангедрин 90а): «Вы (мудрецы) говорите, что в будущем оживут мёртвые, но ведь тело их уже превратилось в прах, а как прах может ожить?» Ответила ему его дочь (там же, б) притчей: «[Представь себе, что] в нашем городе есть два гончара, один лепит из воды, а другой из глины. Кто из них достоин хвалы?» — ответил ей [отец]: «Тот, кто лепит из воды». — Сказала ему [дочь]: «Слова твои будут ответом на твой вопрос. Если Всевышний, благословен Он, создаёт человека из воды (капли семени), неужели Он не может создать его из глины (праха)?»
Таким образом, дочь привела императору следующий аргумент: Всевышний постоянно создаёт новых людей, «производя» их из воды. Тем более Он сможет «восстановить» человека, уже существовавшего ранее, из земли.
Такое воскрешение мёртвых доступно только Всевышнему, потому что «Он, благословенно имя Его, — Источник жизни, Дающий жизнь всему живому» (цитата из книги Рамхаля Мэсилат Йешарим, часть 26).
Обратите внимание: все три «ключа» связаны с новым творением — дожди необходимы для роста растений; роженица — речь идёт о рождении человека; воскрешение мёртвых — создание человека заново после того, как его тело разложилось.
Однако важно подчеркнуть, что и «ключ» воскрешения мёртвых может быть передан в руки человека, как это было у пророков Элиягу и Элиши. Этот «Ключ» может быть передан такому человеку, который полностью «прилепился» к Всевышнему, благословен Он, как пишет Рамхаль в книге Мэсилат Йешарим (часть 26).
С уважением, Реувен Куклин
Читайте также: тема Воскрешение из мертвых
Рав Натан Агрес
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Как тело может существовать вечно?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Рав Реувен Куклин
Так где находится душа после смерти?
Рав Овадья Климовский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Представления мудрецов Греции и мудрецов Запада о душе совпадают в том, что душа – это чистая и отделенная от материальности сущность, лишенная тела и образа, и что она – источник познания.
Рав Яков Шуб
Связан ли этот вопрос с будущим воскрешением мёртвых?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Сказано в Гемаре: «Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо Святой, благословен Он, всегда отмеряет меру за меру»
Рав Яков Шуб
Похороны — не ради живых? А ради кого?
Рав Реувен Куклин
Рав Берл Набутовский
Всем будет хорошо?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону