Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему коэнам дан запрет оскверняться духовной нечистотой? Притча о полководце и победах

Написано в Мидраше[1]: «Скажи коэнам». Сказано: «Трепет перед Б-гом чист, пребывает вовек»[2]. Сказал рабби Леви: «В заслугу трепета Аарона перед Всевышним он удостоился того, что ему был посвящен закон Торы, который действителен для него и всех его потомков до конца дней. Этот закон говорит о запрете коэнам получать духовную нечистоту от умершего» (кроме названных ближайших родственников: отец, мать, сын, дочь, жена — прим.).

Эти слова Мидраша вызывают удивление. Почему за свою богобоязненность, Аарону выделили именно эту заповедь, а не заповедь отделять труму — долю урожая (которую приносят коэну)? Почему он удостоился именно заповеди, касающейся мертвых? Мне кажется, что здесь следует вспомнить толкование наших мудрецов[3], да будет благословенна память о них, на стих: «Союз Мой был заключен с ним, жизнь и мир. И дал Я ему для страха, и боялся Меня, и трепетал он перед именем Моим»[4]: «Союз Мой был заключен с ним, жизнь и мир» — ведь Аарон постоянно стремился устанавливать мир между евреями. «И дал Я ему из-за страха, и боязни предо Мной» — он принимал слова Торы с боязнью и трепетом, в дрожи и поте. И еще знай, что мудрецы сказали[5]: Когда народ Израиля поднимается, его лидеры поднимаются с ним. А когда опускается, его лидеры опускаются с ним (имеется в виду духовный подъем — прим.).

Притча.

Когда полководец ведет армию в бой и побеждает, то все солдаты заслужат особое благоволение царя и сам полководец тоже будет у царя в почете. Но если армия терпит поражение, то и полководец будет унижен.

Так и сыны Израиля. Когда они находятся на своей земле, земле Израиля, есть Храм, и они поднимаются духовно в служении Б-гу, то им нужны и предводители — царь, министры, первосвященник, судьи, полководцы и т.д. Но теперь, когда мы находимся в изгнании, и нет у нас Храма, то нет у нас и предводителей. Нет ни первосвященника, ни пророка, ни министра, ни судьи. Теперь разберем: так ведется у министров, которые получают вознаграждение от царя, пока они ему служат. Тогда они питаются, одеваются и пользуются украшениями, золотом и серебром за его счет. Но когда министра освобождают от должности, он должен оставить все, принадлежащее царю, во дворце. Однако если министр был богат и приобретал все за свой счет, то конечно, покидая дворец, он имеет право все забрать с собой.

Смысл этой притчи в том, что как уже было сказано, Всевышний дал величие предводителям народа Израиля ради народа. Поэтому после разрушения Храма все величие их пропало. Нет больше пророков и царей. Нет больше 24 видов подарков, которые приносили остальные евреи коэнам. Поэтому мудрецы и сказали, что заповедь не оскверняться духовно от контакта с мертвым, осталась у Аарона и после разрушения Храма. Ведь заповедь не связана с тем положением, в котором находится народ, а за его личную заслугу, за его великую богобоязненность. А потому эта заповедь осталась с ним навечно, даже после того, как Храм был разрушен. И это то, что сказано: «В заслугу трепета Аарона перед Всевышним, он удостоился того, что ему был посвящен закон Торы, который действителен для него и всех его потомков до конца дней». Аарон был очень богобоязненным, и ему не требовалось ходить в дом скорбящих об умершем, чтобы напоминать себе, что он смертен (В Талмуде[6]мудрецы советуют тому, кого обуяло дурное начало, вспомнить день смерти — прим.). Поэтому сказано: «Союз Мой был заключен с ним, жизнь и мир» — не оскверняться от мертвого тела. Жизнь — это противоположность смерти, а мир — это состояние соединения между душой и телом (соединение — жизнь, разъединение между ними — смерть — прим.). А причина того, что дар этот был дан навечно: «И дал Я ему из-за страха, и боязни предо Мной» — его богобоязненность, а не нужды его поколения. «Перед именем Моим склонится он…» — это качество никогда не прервется у его потомков.

[1] Мидраш Ваикра Раба 26:6

[2] Теилим 19:10

[3] Мидраш Ваикра Раба 3

[4] Малахи 2:5

[5] Мидраш Шмот Раба 42

[6] Брахот


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?